Ранее я уже рассказывала о разработке маршрута и дороге из Москвы в Санкт-Петербург. Теперь же — о том, как мы провели выходные в Северной столице.
Суббота: Мечта о Петергофе
Субботнее утро встретило нас по-настоящему щедро: солнце, почти летнее тепло и полное безветрие. Позавтракав в отеле, мы отправились в центр. У нас была важная цель — осуществить мою давнюю мечту и добраться до Петергофа на знаменитом метеоре. Билеты мы предусмотрительно купили накануне.
По пути, выйдя на станции метро «Невский проспект», невозможно было пройти мимо величественного Казанского собора. Его красота общеизвестна, но нас особенно интересовала одна деталь: здесь покоится фельдмаршал Михаил Кутузов и хранятся ключи от городов, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года. Именно их мы и хотели увидеть. Это заставляет задуматься о том, какую глубокую историю хранят наши храмы.
К слову о храмах, это всегда производит сильнейшее впечатление на иностранцев. Как-то раз мы подвезли троих польских автостопщиков, направлявшихся на Байкал, и завезли их в Тулу. Их реакция на отреставрированный храм Дмитрия Донского была неподдельным восторгом. Для них такая архитектура и убранство были в диковинку. Не зря же «Золотое кольцо» так популярно у зарубежных гостей.
Путь по воде
К 10:45 мы были на пристани. Отсюда отправляются метеоры не только в Петергоф, но и в Кронштадт, на острова или к крепости Орешек. Мы пришли почти в хвосте очереди, поэтому ехали стоя на открытой палубе. И знаете, это даже к лучшему! В такую погоду дышать свежим воздухом и наблюдать за расступающимися водами Финского залива — одно удовольствие. Мы нашли уединенный уголок на небольшом балкончике, где было и просторно, и не так ветрено. Всего 40 минут — и мы на месте. Вход в Нижний парк Петергофа платный — 600 рублей с человека.


Прогулка по императорскому парку
Петергоф прекрасен всегда, но сентябрь — идеальное время для визита. Уже нет летнего зноя и толп, но еще по-осеннему тепло и солнечно. Мы решили не просто бродить по аллеям, а взять экскурсию на электромобиле (1300 руб./чел.). Это того стоило: гид провез нас по всему парку, показал уголки, в которые я за два предыдущих визита так и не добралась, — Эрмитаж и дворец Марли, и подробно рассказал историю каждого фонтана.
А еще нас ждал сюрприз! Оказалось, что возле фонтана «Адам» можно арендовать исторические костюмы екатерининской эпохи. Подобное развлечение, как мне сказали, есть только в Версале и здесь. За 1500 рублей вы наряжаетесь в пышное платье или камзол, подбираете аксессуары и можете почувствовать себя частью этой роскоши. Время аренды не ограничено, главное — далеко не уходить. Это невероятные эмоции и, конечно, уникальные фотографии. Есть и детские костюмы.




Большой дворец и память о войне
Завершающим аккордом стал визит в Большой дворец. Билеты нужно купить до 16:00, экскурсии проходят небольшими группами. Рассказ гида начался с трагических страниц: как дворец был практически уничтожен во время войны и как его по крупицам восстанавливали энтузиасты. Я едва сдерживала слезы, слушая о том, сколько сил и души было вложено в это возрождение. Уже через год после Победы часть залов открыли для посетителей. Низкий поклон тем людям! После этого нас провели по парадным залам и личным покоям императорской семьи.






Возвращались в город на метеоре с приятной усталостью, полные впечатлений. Солнце клонилось к закату. Мы купили рахат-лукум на набережной (лично нам не понравился, хотя многие хвалят) и отправились в отель отдыхать — впереди был не менее насыщенный день.
Воскресенье: Морская душа Кронштадта
Утро было солнечным, но подул холодный ветер, пришлось утеплиться. Этот день мы посвятили военно-морской истории. Первой точкой стала подводная лодка Д-2 «Народоволец» — филиал Центрального военно-морского музея. Внутри можно ходить самостоятельно, но гида нет. Я была поражена условиями службы подводников прошлого: теснота, полумрак, гул механизмов. Даже офицерские каюты — крошечные. Интересно, что лодка построена по немецкому проекту, так что у «противника» было не легче.

Следом мы посетили музей подводной лодки С-189. Она стоит на плаву, создавая полное ощущение, что ты на борту. Здесь уже была экскурсия (около 30 минут). Можно было трогать механизмы, смотреть в перископ. Осознание, что в таких условиях жил и работал экипаж из 56 человек, не покидало.


Поездка в Кронштадт: пробки и форты
Дальше мы на машине поехали в Кронштадт и пожалели. На въезде — огромная пробка, дорога узкая, парковок не хватает. Все едут в «Форт-Парк», оставляя машины где попало. Сам парк больше развлечение для детей, а мы шли туда ради Музея морской славы и атомной подлодки К-3 «Ленинский комсомол». Увы, внутрь попасть не удалось — экспозиция была закрыта. Полюбовались на гиганта сверху и отлично пообедали в местном ресторане с видом на залив.
Но главное впечатление Кронштадта — это прогулка на катере по фортам. Нам показали Кроншлот, Чумной, Форт Константин. Гид рассказывал так увлеченно, что время пролетело незаметно. Радует, что многие форты сейчас реставрируют и, возможно, скоро их можно будет посетить.

После парка мы пешком отправились к стоянке военных кораблей. По пути увидели Петровский сухой док, выкопанный вручную, и знаменитый Кронштадтский футшток — уровнемер, от которого ведется отсчет высот и глубин в России.

А вот и корабли, а рядом — Петровский парк с памятником основателю флота. На постаменте высечены слова Петра I об обороне. Действующие военные суда — визитная карточка Кронштадта.


Эти фотографии, к сожалению, не мои — к вечеру сил фотографировать уже не осталось, да и света было маловато.
Продолжение нашего путешествия — в следующих частях!
Буду рада вашим лайкам и комментариям! С наилучшими пожеланиями!
Обратите внимание: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге: невероятное количество красоты в одном месте.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Автоприключние по маршруту Москва - Санкт-Петербург - Выборг - Сортавала -Москва. Сентябрь 2023г.
