Горские евреи Дербента: история уникальной общины на Кавказе

Дербент, о котором я уже рассказывал, – это удивительный город, настоящий кавказский Вавилон. Когда-то здесь существовала одна из самых значительных еврейских общин в России – горские евреи. В пиковые периоды они составляли почти треть населения города, что было уникальным явлением для нашей страны. Даже в Биробиджане, столице Еврейской автономной области, такого процентного соотношения не наблюдалось. Подобная концентрация была характерна разве что для местечек черты оседлости, но и там жили в основном ашкенази – евреи Центральной и Восточной Европы. А в Дербенте сформировался совершенно особый субэтнос – горские евреи, чья культура и история тесно переплелись с кавказскими традициями.

Типичный представитель горских евреев, внешне практически неотличимый от других кавказских народов.

Древние корни и уникальный путь

История этого народа уходит в глубокую древность. После падения Нововавилонского царства и расширения Персидской империи Ахеменидов еврейские общины расселились по всей территории от Индии до Эфиопии. В Дербенте они появились, вероятно, одновременно с основанием цитадели Нарын-Кала. Несмотря на сравнительно небольшую численность, община обладала значительным влиянием – именно под их воздействием соседний Хазарский каганат принял иудаизм в качестве государственной религии.

Горские евреи, как и другие еврейские диаспоры, демонстрировали удивительную способность адаптироваться к местным культурам, сохраняя при этом свою религиозную идентичность. На Пиренейском полуострове сефарды создали язык ладино на основе испанского, ашкенази разработали идиш на базе немецкого, а горские евреи заговорили на джухури – диалекте татского языка, относящегося к иранской группе. Со временем различия между субэтносами стали настолько значительными, что они перестали понимать друг друга без переводчика и даже внешне стали отличаться. Объединял их только иврит – язык Торы, на котором образованные раввины могли обсуждать вопросы веры.

Удивительный синтез культур: шапка, кинжал, черкеска с газырями и Звезда Давида. На заднем плане – человек, поразительно похожий на Теодора Герцля. Где еще можно встретить такую эклектику?

Расцвет общины в Российской империи

Со временем к горским евреям Дербента присоединились единоверцы из распавшегося Хазарского каганата, а также переселенцы из Персии, Ирака и Ирана. Они расселились по всему Северному Кавказу и Азербайджану. Как и другие еврейские общины, горские евреи неоднократно подвергались притеснениям, особенно сильно пострадав от Надир-шаха в Казикумухском ханстве.

Ситуация изменилась, когда Дагестан вошел в состав Российской империи. Дербент стал центром притяжения для горских евреев со всего Кавказа. Поскольку на них не распространялись ограничения черты оседлости, они получили возможность свободно перемещаться по стране. Это привело к активным контактам с ашкенази, многие из которых стали переселяться в Дербент. К 1897 году еврейское население города выросло до 2190 человек (около 15% населения) – значительный рост по сравнению с 472 жителями в 1835 году.

В начале XX века в Дербенте активно развивалась еврейская культурная жизнь. В 1900 году М. Ицхаки организовал сионистский кружок «Бней-Цион», в 1904 году открылась школа для горских евреев под руководством Я. Рабиновича, а в 1904-1919 годах работал Еврейский театр. После Февральской революции 1917 года в городе состоялся Кавказский съезд горских евреев.

Труппа горско-еврейского театра – свидетельство богатой культурной жизни общины.

Советский период: взлеты и падения

Гражданская война привела к новой волне переселения – многие евреи из горных сел перебрались в Дербент, спасаясь от преследований. К 1970 году еврейское население города достигло пика – 14 600 человек. Советская власть проводила политику «продуктивизации» еврейского населения: в 1930 году под Дербентом был создан еврейский колхоз имени Смидовича, а к 1933 году в окрестностях действовало уже около 30 еврейских колхозов. С 1928 по 1941 год в городе выходила газета «Захматкаш» («Рабочий») на языке горских евреев, работали школы, техникумы и клубы.

Аварцы? Даргинцы? Лезгины? Нет, это горские евреи. Попробуйте найти отличия! На фото – кавказская версия клезмерского ансамбля.

Однако «дело врачей» и последовавший за ним негласный антисемитизм негативно отразились на жизни общины. В 1948 году преподавание на языке джухури было прекращено, все школы для горских евреев закрыты. Многих евреев стали записывать татами на основании того, что они говорили на диалекте татского языка. В свою очередь, многие таты регистрировались как азербайджанцы. Некоторые евреи сами стали записываться татами, чтобы избежать дискриминации.

Исход и современность

После 1970 года началась постепенная репатриация евреев в Израиль, и численность общины стала быстро сокращаться. В конце 1980-х – начале 2000-х годов большая часть евреев Дербента уехала в Израиль, США, Германию и другие страны. Часть горских евреев переселилась в Москву и другие регионы России, где многие проявили выдающиеся предпринимательские способности.

Среди известных горских евреев – предприниматель Евгений Пригожин, певец Ефрем Амирамов, певица Жасмин (Сара Львовна Манахимова), муж певицы Алсу предприниматель Ян Абрамов, бизнесмены Зарах Илиев и Гавриил Юшваев, владелец торгового центра «Европейский» Тельман Исмаилов и многие другие.

Сегодня еврейская община Дербента насчитывает не более тысячи человек, но она остается влиятельной и обладает серьезным лобби. Одним из самых известных и богатых людей города является Павел Ятигулович Мишиев – генеральный директор и один из основателей ОАО «Дербентский коньячный завод».

Синагога Келе-Нумаз – сердце общины

С начала 1990-х годов в Дербенте действуют еврейская воскресная школа, детский сад и синагога. 22 марта 2010 года состоялось торжественное открытие Еврейского общинного центра и крупнейшей на Северном Кавказе синагоги Келе-Нумаз. Значительную часть средств на строительство (по некоторым данным, 137 миллионов рублей) пожертвовал Павел Мишиев.

Павел Ятигулович Мишиев – один из самых известных и уважаемых представителей современной еврейской общины Дербента.

Первое здание синагоги было построено пятью братьями Ханукаевыми в 1914 году на главной улице еврейского квартала. К 2009 году оно сильно обветшало, и вместо реконструкции решили возвести новое сооружение.

Синагога построена из местного известнякового ракушечника, как и большинство домов в Дербенте. Мы посетили ее в жаркую субботу и с удивлением обнаружили, что это не просто молельный дом, а целый комплекс с музеем, воскресной школой, детским садом и конференц-залом.

Интерьер синагоги украшен деревом и камнем, здесь стоят массивные скамьи и кафедры, на которых размещены свитки Торы и другие священные книги.

Тексты, как и положено в иудаизме, написаны справа налево квадратным еврейским шрифтом (кетав меруба), но имеется и русский перевод. Я хотел прочитать несколько стихов из Танаха, но присутствующий мужчина сказал, что это следует делать только тем, кто умеет читать на иврите.

На стенах размещены интересные генеалогические схемы, рассказывающие об истории местных семей.

В центре зала находится бима – возвышение, с которого читают Тору во время богослужений.

Над бимой тем же квадратным шрифтом начертаны Десять заповедей.

В углу у окна стоит Арон а-Кодеш – шкаф для хранения свитков Торы, покрытый богатым бархатным покрывалом.

Смотритель отказался подробно отвечать на наши вопросы, сославшись на Шаббат. Хотя не совсем понятно, как суббота мешает разговаривать. Видимо, это был удобный предлог, чтобы отвязаться от назойливых туристов.

Еврейское кладбище: память поколений

В верхней части города находится еврейское кладбище. У входа посетителей встречает памятник «Бессмертному полку», стилизованный под менору – еврейский семисвечник.

На мемориальной доске высечены имена и фамилии 1732 воинов, павших в боях, умерших от ран и пропавших без вести.

Само кладбище очень напоминает мусульманское – те же каменные стелы, только вместо полумесяца изображена Звезда Давида.

Фотография проекта «Зикарон» – документации еврейских захоронений.

Еще один снимок в рамках проекта «Зикарон».

Как видно из надписей на надгробиях, многие горские евреи носили не только традиционные еврейские, но и исламизированные, и даже славянские имена.

Документация проекта «Зикарон».

Много захоронений с фамилиями Гаврилов и Гаврилович.

Фотография проекта «Зикарон».

Это неудивительно – Гавриил является одним из четырех архангелов, которые, согласно иудейской традиции, стоят у Божьего престола и служат хранителями четырех сторон света. Именно Гавриил, по преданию, защищал еврейский народ от гонений, а также приходил как ангел смерти исключительно к праведникам. Поэтому это имя получило широкое распространение среди горских евреев.

Снимок проекта «Зикарон».

Интересно, не родственник ли это Гавриила Абрамовича Илизарова – всемирно известного ортопеда, создателя знаменитого аппарата?

Фотография проекта «Зикарон».

Или, может быть, этот мужчина? Не удивлюсь, ведь его отец был горским евреем из Кусары – города в Азербайджане, совсем недалеко от Дербента.

Проект «Зикарон»: сохранение памяти

Несмотря на то что большая часть евреев покинула Дербент, кладбище выглядит ухоженным. Это заслуга проекта «Зикарон» («Память»), который поддерживается Еврейским общинным центром. Волонтеры ухаживают за могилами, фотографируют надгробия, описывают их состояние и выкладывают информацию в интернет. Это позволяет дальним родственникам, живущим в Хайфе, Тель-Авиве или Ашдоде, виртуально посещать могилы предков, оставшихся на далекой родине. Ведь где бы человек ни жил, в его сердце всегда остается частица земли, где он родился.

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

P.S. Это не первый пост, где поднимается тема событий в аэропорту Махачкалы. Многие спрашивали, встречал ли я в Дагестане евреев. Отвечаю: встречал, и вот они.

Всего голосов: [мин]ОпросЕвреиДагестанПутешествие по РоссииДербент КавказДлинный пост 5 Чувство поддержки

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Поездка в Дагестан. Дербент. Еврей, выходи.