Каирский египетский музей потерял свою уникальность

Каирский музей появился благодаря нескольким людям. Первым был Мухаммед Али-паша, который в 1835 году издал указ о запрете самовольных раскопок и вывоза древних артефактов из Египта. Сложно представить, но до этого купить на базаре настоящую мумию было легче лёгкого. Захоронения грабили, а бесценные экспонаты продавали так, как у нас продают яблоки и грибы на трассе.

Вторым был французский историк Огюст Мариетт, прибывший в Александрию в 1850 году для покупки рукописей. Узнав, что вывезти их из Египта не получится, он остался в стране и свою первую коллекцию выставил через 8 лет в Булаке, в открытом им музее. В 1878 году случилось наводнение. Многие экспонаты были повреждены, часть украдена, часть потеряна.

Много времени ушло на восстановление. После смерти Мариетта музейная коллекция была перевезена на хранение во дворец Исмаил – паши, и начался процесс подготовки к строительству музея. В 1895 году в конкурсе победил французский архитектор Марсель Дюрнон, а уже в 1902 году состоялось торжественное открытие музея.

Каирский музей расположен в центре города, на площади Тахрир. Небольшое двухэтажное здание буквально напичкано экспонатами. Можно ходить самому, но есть минус – подписей к экспонатам мало, поэтому придётся либо просто смотреть, либо заранее изучать, что там находится. Можно взять аудиогид, если знание английского языка достаточно хорошее. Можно воспользоваться услугами русскоговорящего гида (эти услуги встречаются буквально у самого музея, необязательно договариваться заранее). За съемку фотоаппаратом надо доплачивать, но так как на телефон фотографировать и снимать видео никто не запрещает, особой надобности в этом нет.

Первый этаж музея интересен огромными статуями фараона Аменхотепа III и его супруги Тии, они встречают посетителей буквально при входе в музей.

Обратите внимание: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге: невероятное количество красоты в одном месте.

Здесь же можно увидеть фигуру фараона Джосера, который считается родоначальником строительства египетских пирамид.

Очень необычно выглядят раскрашенные статуи принца Рахотепа и его жены – царевны Нофрет. Они были найдены во время экспедиции под руководством того самого Огюста Мариетта.

Отдельный зал посвящен отцу Тутанхамона – фараону-еретику Эхнатону и его супруге Нефертити. Эхнатон (сын Аменхотепа III) стал приверженцем Атона – солнечного диска, что было совершенно неприемлемо для египтян той поры. Все их боги имели человеческие черты, а Атон был всего лишь кругом. Когда он умер, египтяне постарались сделать всё, чтобы уничтожить память об Эхнатоне, стерев его изображения и уничтожив его имя из письменных документов. Оставшиеся статуи Эхнатона производят странное впечатление. То ли мужчина, то ли женщина с узкими руками, брюшком и округлыми бёдрами (вот прямо неприятно представлять рядом с таким красавицу-Нефертити).

Версий тут несколько – Эхнатон был больным человеком и действительно так выглядел. Эхнатон сознательно выбрал такой стиль изображения себя, так как его объект почитания – солнечный диск – не имел пола. Эхнатона терпеть не могли, поэтому специально изобразили не в виде подтянутого воина-мужчины, каким подобает быть фараону, а в виде карикатуры на мужчину.

Саркофаг Эхнатона

Второй этаж музея знаменит тем, что там находятся гробницы и сокровища из них, в том числе, самая известная благодаря своей сохранности – гробница Тутанхамона. Но сейчас надо знать, что очень многие ценные экспонаты Каирского египетского музея уже перевезены в два новых музея - Большой египетский, который построен в двух километрах от пирамид Гизы (он еще не открыт, сейчас там строится фуникулер, который будет соединять музей с пирамидами) и Музей древних цивилизаций (вот он открыт). Таким образом, все древние реликвии, которые выставлялись и хранились в запасниках Каирского египетского музея, будут распределены по трём музеям. Целей, как мы поняли, несколько – направить поток туристов из одного в три места (и получить больше денег, если турист посетит не 1 музей, а хотя бы 2), сделать условия посещения музеев более приемлемыми для туристов (помню приезд в музей в октябре далёкого 2003 года – жуткие толпы, духота, и одна цель - побыстрее закончить пытку музеем), сделать район пирамид в Гизе наконец цивилизованным.

Из интересного на втором этаже – гробница Тутанхамона (без самого Тутанхамона).

Большая выставка посвящена найденным гробницам (тут уже включая и мумии) родителей Тии, супруги фараона Аменхотепа III (тех самых, чьи гигантские статуи стоят при входе). Юйя и Туйя не были царских кровей, но благодаря дочери были похоронены с почестями. Здесь можно рассмотреть в деталях, как устроены гробницы, что представляет собой мумия, как хранились органы, и какие предметы брали с собой в загробный мир египтяне.

Мумии разных животных и птиц – от гигантских крокодилов до пауков.

Общий вывод – музей остаётся интересным, даже с учетом уменьшения его коллекции. Народу стало меньше, ходить гораздо комфортнее (тут еще ситуация с ковидом, конечно, играет роль, а не только открытие второго музея).

В дальнейшем рекомендую мониторить ситуацию с открытием Большого египетского музея в Гизе и выбирать, какой из этих трёх вы хотите посетить.

Больше информации об Египте читайте в дальнейших публикациях на моём сайте.

#египет #каир #мумии #история #фараон #каирский музей #путешествия #мир путешествий #туризм #достопримечательности

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Каирский египетский музей потерял свою уникальность.