Эта замечательная достопримечательность была совсем неизвестна еще не так давно, но сейчас ее уже нет. Называется она «Великая стена Индии», но это название, похоже, появилось не так давно — хотя длина этой стены была такова, что перекрывала почти всю Индию. Однако сами индейцы старались как можно быстрее забыть о его существовании.
Эта стена "строилась" - тогда будет понятно, почему в кавычках - около 40 лет, но была разрушена, кажется, в одно мгновение. Начало строительства относят к 1803 году, хотя все началось в 1766 году, когда Ост-Индской компании было предоставлено право собирать налоги в Бенгалии. Среди этих поборов был и налог на соль, с которого все и началось.
Сейчас соль стоит копейки и доступна практически везде, тогда как во многих странах был отдельный налог на добычу, и притом очень большой. Ост-Индская компания обложила налогом производителей соли в Бенгалии. Но соль поступала из соседней области Ориссы, где добывать ее было еще проще (то есть и дешевле) — поэтому было решено открыть таможенные посты и начать взимать пошлины.
Доходы от налогов и пошлин на соль стали значительной частью британских прибылей. Поэтому их дальнейшие усилия были направлены на борьбу со свободной продажей. По мере распространения влияния Ост-Индской компании появлялись новые таможенные посты и усиливалась борьба с «контрабандой». В какой-то момент появилась идея перегородить расстояния между таможенными постами специальным забором.
Здесь начинается история «Великой индийской стены». То есть вся эта таможенная обработка была нужна исключительно для борьбы со свободной продажей соли. Таким образом, англичане отгородили все внутренние индийские территории внутренней таможенной линией и лишили жителей возможности получать соль помимо того, что продавала Ост-Индская компания.
Огромный размер забора связан с тем, что нужно было также перекрыть дороги, которые шли с другой стороны — с полуострова Кач в Гуджарате, где были целые соленые озера. Когда они высохли, соль легко можно было собрать лопатами — дешево и сердито, как говорится. А потом надо было эту границу довести до самого Кашмира - примерно по той же причине, чтобы перекрыть поступление соли из Гималаев, где большие соляные горы.
Все это представляло угрозу британским доходам, поэтому они не жалели денег на строительство таможенных постов и забора, который в итоге перегородил всю страну. Надо сказать, что масштабы впечатляют – общая протяженность забора составила более 4 тыс км, почти половина из которых – «Хедж». Всю эту структуру обслуживало около 14 тысяч человек.
Надо ли говорить, что деньги были потрачены не зря - доходы Ост-Индской компании от налогов и пошлин были огромны, собственно, именно за счет этих денег они расширили свою власть, построив не только стену, но и также те самые железные дороги, которые были инфраструктурой для дальнейшего разграбления Индии (с материка страны продукты привозили поездом, из портов - разные товары на продажу).
Изначально, конечно, это была просто живая изгородь, сделанная из сухих палочек и бамбука, по обеим сторонам которой были вырыты канавы.
Обратите внимание: 10 невероятно смешных фото «ожидание/реальность» от людей, которые решились заказать наряд онлайн.
Эти изгороди разрушались, их ломали специально, благо это было нетрудно, их сжигали, уничтожали звери и т.д.В итоге после появления нового руководства Таможенной службы задумались о стоимости постоянного ремонта такого забора и придумали оживить его.
Кому пришла в голову эта идея, неизвестно. Рой Моксхэм, автор книги «Великая изгородь Индии», пишет, что офицеры на местах проявили находчивость и посадили различные колючие кусты, чтобы укрепить забор. Судя по всему, этот опыт уже был использован вдоль всей стены. При этом для каждой местности были подобраны отдельные растения, способные прижиться и способствовать выполнению поставленной задачи.
В результате через несколько лет вдоль внутренней таможенной линии образовался сплошной забор из различных живых растений. Высота в разных местах достигала 3,5 метра, а ширина – более 4 метров. Такая ограда выполняла свою функцию – соль в Индии тогда стоила примерно столько же, сколько пшеница, а ее высокая цена стала причиной гибели большого числа земледельцев и бедняков во время неурожаев.
Известно, что человек не может жить без соли, поэтому для низших слоев населения Индии ее отсутствие в течение длительного времени стало настоящим бедствием и причиной смерти. Без соли человек более подвержен болезням, медленнее заживают раны и т д. Кроме того, соль нужна для сохранения того же мяса и других продуктов, которые в противном случае портятся.
Интересно, что именно эту проблему и накопившееся недовольство народа Махатма Ганди использовал уже в ХХ веке, когда организовал свой «Соляной марш», ставший стартом движения гражданского неповиновения. Итогом можно назвать подписание «Пакта Ганди-Ирвина» и фактическую отмену британской монополии на добычу соли.
И по большому счету, борьба с соляной монополией была одним из первых шагов к независимости страны, так что британская жадность стала своего рода «медленной бомбой». К вопросу о жадности: налоги на себестоимость добычи соли составили 4000% - по-другому и не скажешь.
Надо понимать, что мало кто поддержал Ганди в выборе «темы» протеста, предложив, например, бороться с налогом на землю, а не на соль. В этот момент стены фактически не было, и все привыкли к высоким ценам на соль – хотя беднякам от этого, конечно, не легче.
Причина этого понятна - проблема соли касалась только бедняков, опасения по этому поводу особо не доходили до тех, кто платил тот же налог на владение землей. Но именно поэтому Ганди получил поддержку населения, и его партия, Индийский национальный конгресс, впоследствии пришла к власти.
Кстати, что интересно. Главой таможенной службы, при которой затевалась «хедж», стал человек по имени Аллан Октавиан Хьюм, впоследствии ставший инициатором создания Индийского национального конгресса. То есть той партии, которая благодаря «Соляному маршу» (или, как говорят, «Соляной сатьяграхе») пришла к власти в независимой Индии.
Осталось понять, откуда так быстро сделали «Великую Индийскую стену». Считается, что он был заброшен в 1879 году, став неактуальным для британцев, которые уже получили полный контроль над Индией и, следовательно, возможность взимать налоги со всех товаров. Содержать внутреннюю таможню стало просто финансово нецелесообразно, тем более что с производителей соли продолжали брать огромные налоги.
Сами растения, входившие в «живую стену», где-то погибли сами по себе, а где-то были вырублены. Дело в том, что сама тропа, проложенная вдоль большого забора, стала основой для строительства полноценных дорог — поэтому деревья просто спилили, чтобы не мешали.
Рой Моксхэм в уже упомянутой книге буквально рассказывает об одной находке, которую, как и положено в таких рассказах, ему показал пожилой местный житель, единственный, кто помнил, что такая вещь когда-то существовала. Акации выросли до 6 метров в высоту и индийские сливы, покрытые шипами, — все, что осталось от «Великой стены», когда-то перегородившей всю Индию".
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Эта удивительная достопримечательность не так давно была совершенно неизвестна, а сейчас её уже не существует.