Пишу эти строки почти через год после нашей поездки. Путешествие выдалось настолько ярким и насыщенным, что мне не терпелось скорее рассказать о нем, но, видимо, я немного перегорел. Поэтому делюсь впечатлениями только сейчас.
Последние несколько лет выдались на редкость бедными на поездки. Причин было много: навалившиеся, как снежный ком, проблемы, которые требовали решения, да и друзья как-то не особо рвались в дорогу. А в прошлом году добавился еще и коронавирус со всей своей свитой: оплачиваемые за свой счет каникулы, локдауны и прочая неразбериха, которая окончательно запутала и без того сложный год.
Первым моим выездом стал фестиваль «Ванлайф», о котором я уже писал. Но душа просила чего-то другого: заброшенных мест, зимней стужи, снега, полнолуния и еще чего-то неуловимого. И вот синоптики наконец-то пообещали на выходных ясную погоду вместо привычной серости. Это был знак к действию. За один вечер я набросал примерный маршрут, наметил точки, кинул клич в нашу группу в WhatsApp — и вот уже определились дата, время и место встречи: пятница, на опушке у края болота.
В пятницу после работы я направился в соседнюю область, к той самой елке на краю болота, где ребята, судя по всему, уже поставили палатку и начали вечерние посиделки.
В области, в отличие от Москвы, уже лежал снег, причем довольно много. Плотный слой покрывал и дороги, и ветви деревьев. Свернув с более-менее накатанной дороги на проселок, я с интересом наблюдал, как поведут себя мои новые шины Maxxis AT980 с агрессивным протектором, купленные летом. У меня был опыт зимней езды на BFGoodrich All Terrain T/A и Hankook Dynapro MT, и честно говоря, ни те, ни другие меня не впечатлили. А вот Maxxis приятно удивили. Конечно, это не шипы: при резком старте задние колеса срываются в пробуксовку, а при торможении на льду машина сразу идет в юз. Но при этом ты четко чувствуешь ту грань, за которой это происходит. Это ощущение контроля было очень приятным.
Погруженный в эти наблюдения, я проехал последнюю обитаемую деревню и начал искать поворот в поле. В темноту, на свежевыпавшем снегу, вел одинокий след. Было ясно, что это следы Костиного пикапа — вряд ли кто-то из местных решил кататься по полям в такой вечер.
И действительно, через километр полевой дороги меня встретили огоньки фонариков. Я припарковался под высокой елью, и дальше пошло как обычно: недолгие посиделки перед сном...
Планы на утро и первая деревня
Место встречи на краю болота я выбрал не случайно. При ясной погоде я планировал встать на рассвете и прогуляться к озеру в центре болота. В этом году я уже совершил две прогулки по болотам Климошино и Богоявленскому, но то была золотая осень. Сейчас же хотелось пройти по первым заморозкам и легкому снежку. Однако пасмурное утро скорректировало планы. Глянув в окно, я понял — рассвета не будет, можно поспать еще пару часов.
За завтраком я рассказал ребятам примерный план на день. Из-за отсутствия солнца и глубокого снега прогулку на болото отменили и сразу поехали в первую заброшенную деревню — назовем ее Заозерье*. *Здесь и далее названия деревень вымышленные. Не хочу раскрывать локации. Кто догадался — молодец, а кто нет — так тому и быть.
Снег, выпавший накануне, скрыл все дороги и тропы, и куда ехать, было не совсем понятно. Немного поблуждав по заснеженным колеям, мы уперлись в заросли борщевика. Конечно, можно было проломиться через кусты, но такого желания не было. Зато было огромное желание пройтись пешком.
От полянки, где мы оставили машины, до деревни было чуть больше километра. Взяли самое необходимое и отправились в путь. Идти по зимнему лесу, дышать морозным воздухом — это ни с чем не сравнимое удовольствие. Вообще, в своих поездках я решил практиковать формат пеших прогулок. Ходить пешком — очень полезно!
Спустя некоторое время впереди показались первые дома. Деревня была полностью заброшена, сюда, похоже, уже давно не ступала нога человека, даже летом.
Цикл угасания
Когда из дома уходит человек, дом умирает. Сначала протекает крыша, затем начинают гнить перекрытия. Полы проваливаются, и в один момент, под тяжестью снега, строение рушится окончательно. Бревна быстро превращаются в труху, на их месте вырастает высокая трава, крапива, иван-чай. Потом появляется молодая поросль березы, и через десяток лет от деревни не остается и следа...
Неподалеку стоит покосившаяся банька, чуть дальше — небольшая речка, запруженная бобрами...
Кто-то пытается сохранить... но что? Память? Или напомнить, что это чья-то собственность? Собственность? Нет, друзья. Мы ушли с этой земли, покинули ее. Земля принадлежит тому, кто на ней живет, возделывает ее и чьи предки в ней похоронены... А сейчас эта деревня принадлежит природе. Она медленно, но верно забирает обратно все то, что человек когда-то с таким трудом и потом у нее отвоевал...
Зашли в один дом. Огромная русская печь провалилась в подпол... Теперь она никогда не согреет этот дом. Здесь нет тепла — только холодный ветер, свистящий в разбитых окнах...
«Дальнейшее развитие колхозного строя и вопросы марксистской философии»... Да, когда-то и здесь кипела жизнь.
Кстати, интересно, как здесь крыли крыши щепой. Первый раз такое вижу. Хотя я и не часто бываю в заброшенных деревенских домах.
Почти в каждом доме мы находили вещи из далекого прошлого: прялки, веретена и другие приспособления, назначение которых для нас, современных людей, часто оставалось загадкой.
Прогулявшись по деревне, пора было возвращаться к машинам.
Обратите внимание: Фотографии заброшенных КПП на границах вызвали ностальгию у сидящих дома европейцев.
Впереди нас ждало еще несколько покинутых деревень.Вторая точка маршрута
Следующая деревня была километрах в десяти от первой. Я бывал здесь летом 2011 года, перед нашей поездкой на Кольский полуостров... Да, много времени прошло... С тех пор деревня стала нежилой. О ней я расскажу подробнее позже, а пока мы заехали в один дом на окраине.
Судя по дверце в подпол с рисунком рыжей кошки по имени Лиза и датой «2012», люди жили здесь относительно недавно. Дом оказался на удивление крепким. Я разглядывал стены и думал: вот бы разобрать этот сруб на бревна и построить такой же у себя на даче... Бревна были сухими, ровными, прочными, без видимой гнили.
Полы в доме еще держались, стояла огромная русская печь с лежанкой. На чердаке снова обнаружилась прялка... А внизу лежала какая-то огромная «расческа», видимо, тоже относящаяся к какому-то ремеслу.
Еще в доме я обнаружил вот такой чудесный шкафчик. Ну посмотрите, какая красота! Снова возникло желание забрать его, отреставрировать и повесить если не дома, то хотя бы в мастерской.
Деревня Ивановская и неожиданная встреча
Ладно, оставим эту деревню и отправимся еще километров на пятнадцать юго-западнее, в деревню — назовем ее Ивановская. Я думал, что дороги туда нет, и нас ждет очередная пешая прогулка, но нам повезло: в нужную сторону вел свежий след, по которому мы и поехали. Буквально через двадцать минут мы были на окраине Ивановской.
Здесь, на краю покинутой деревни, мы встретили трех человек, устало бредущих по деревенской улице с замерзшими бутылками воды в руках. Разговорились. Оказалось, ребята снимают фильм про заброшенные деревни. Живут в заброшенном доме на другом конце деревни. Пока их камеры снимали очередной сюжет, они ходили за водой к машине, оставленной на трассе в трех километрах отсюда. Пожелали им удачи, а сами заглянули в несколько домиков.
Назвать Ивановскую полностью заброшенной нельзя. Как минимум один дом находится в довольно неплохом состоянии, и видно, что его иногда навещают: окна целы, на двери висит замок.
А вот соседние дома уже стремительно приходят в упадок.
Но даже в таких домах находились интересные вещи. И, конечно же, снова прялки.
А вокруг царила тишина. Зима вступала в свои права... Скоро сюда можно будет добраться только на снегоходе или лыжах...
Первозимье — со своей суровой и неповторимой красотой...
Но нам пора было возвращаться в ту деревню, которую мы так и не осмотрели, и где нам предстояло заночевать.
Возвращение и вечерние размышления
Вернулись обратно. Лагерем встали на краю деревни, у небольшого лесочка. Пока не стемнело окончательно, мы с Денисом прогулялись по деревне, зашли в несколько домов.
Раньше это было даже не деревня, а село! Здесь сохранилась церковь Рождества Богородицы, построенная в 1799 году. Вообще, эта деревня опустела совсем недавно, буквально года три назад (если считать от декабря 2021 года). Последняя жительница умерла в 2018...
Мы с Денисом немного разошлись, и каждый в одиночестве осматривал заброшенные дома. Осмотрев несколько, вернулись в лагерь.
Пока я шел к машинам, заметил, как по небу на огромной скорости несутся клочья облаков, а на западе, над лесом, догорает красная полоса заката. Это радовало. А когда я дошел до лагеря, небо почти полностью очистилось, и из-за леса показалась почти полная луна. Это радовало вдвойне, ведь я как раз планировал пошататься по деревне ночью...
После плотного ужина нас начало клонить в сон. Неудивительно: день был насыщенным, а морозный воздух делал свое дело. Было около шести вечера, и я предложил немного отдохнуть, поспать пару часов, а часов в девять встать и посидеть за столом. На том и порешили. Я завел автономку в машине, забрался на полку и меня быстро вырубило.
Проспав часа два-три, я встал и разбудил ребят, которые неохотно ворчали. Мы сидели в палатке, в своем походном уюте. Автономка подавала теплый воздух; обрезки ламината, которые привез Денис, лежали на полу, отделяя нас от грязной, оттаявшей от тепла земли.
Мы беседовали. И я, и Денис, пока бродили по домам, заметили одно и то же: насколько разными были жизни людей в этих домах. Я не про архитектуру, а про быт. Один дом был крепким, внутри сохранились старинные инструменты, в хозяйственной части, видимо, была даже конюшня — хозяин, наверное, был домовитым мужиком. В другом доме, кроме полутора десятка пустых водочных бутылок, ничего не было...
Время было уже поздним. Пора было идти отдыхать, тем более я планировал встать за несколько часов до рассвета и снова побродить по деревне. Когда я вышел из палатки, небо было полностью чистым, и на нем, как прожектор, светила Луна... Автономка в машине пощелкивала топливным насосом, в салоне было тепло — хорошо. Все, пора спать. День и так был насыщенным, а через каких-то шесть часов нужно вставать.
#тверская область #путешествие #путешествие на машине #путешествие по россии #заброшенное #заброшенные места #заброшенная деревня #заброшенные дома
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Тени заброшенных деревень. День первый.
