Когда казахстанский инспектор ГАИ протягивает руку в окно вашего автомобиля, не спешите сразу вкладывать в неё деньги — здесь такой подход не работает. Финансовый вопрос обычно поднимается позже, после определённого ритуала общения.
Тактика казахстанских гаишников: искусство торга
Сотрудники дорожной полиции в Казахстане действуют по схеме, напоминающей восточный базар. Сначала они ходят вокруг да около, то есть вступают в своеобразный торг. Затем следует этап «воспитательной беседы» о нарушении — это аналог набивания цены на товар. Плавно разговор перетекает к возможности решить вопрос на месте — будто продавец соглашается сбросить цену. А если вы отказываетесь платить, инспектор может искренне возмутиться и вскипеть негодованием — точь-в-точь как торговец, который бежит за вами, когда вы отказались покупать его безделушку.
Мне эти ребята живо напомнили российских гаишников лет пятнадцать-двадцать назад, когда их главной задачей на дороге было выжимание денег как за реальные, так и за надуманные, придуманные на ходу нарушения.
Личная история: остановка под Алматы
Навсегда запомнился случай из одного из моих путешествий по Казахстану. Где-то недалеко от Алматы меня остановил инспектор, заметив Land Rover с московскими номерами.
— Та-а-ак, наруша-а-аем? — с порога начал товарищ в форме, даже не представившись и не попросив документы.
— А что именно нарушаем? — уточнил я.
— Правила, конечно, нарушаем! — во весь свой золотой рот рассмеялся он моей, как ему показалось, шутке.
Какое-то время мы продолжали этот словесный балаган, и в процессе я отчётливо понял: инспектор просто импровизирует, придумывая, за что бы меня оштрафовать. Он был искренне озадачен, почему я сразу не начал извиняться и сам не догадался, какое «нарушение» совершил.
Диалог с элементами абсурда
— Какая скорость разрешена в населённом пункте? 60 км/ч. А ты сколько ехал?
— Где-то 55–60. Поток плотный, вы же сами видите.
— Ай-яй-яй, нехорошо! Зачем обманываешь? Быстрее ехал!
— И какая цифра на радаре?
— Какой радар? Я же всё отлично видел! Да ещё и сплошную пересек.
Вот примерно так и строился наш разговор. Инспектор давно перестал смеяться, забрал мои права и ПТС и настойчиво пытался убедить, что я превысил скорость и зачем-то пересек сплошную линию (странно, что до кучи не приписал обгон — видимо, фантазии не хватило).
Развязка: когда план не сработал
— В общем, давай на месте 5 тысяч тенге — и поедешь дальше. Или я изымаю права, и будешь потом их забирать в Алматы.
Но загвоздка была в том, что наличных тенге у нас было не больше тысячи. Инспектор буквально побагровел, осознав, что денег с нас не получит, а времени потратил уйму. Составлять протокол ему тоже совершенно не хотелось — он прекрасно понимал, что никакого нарушения не было, а вся «вина» заключалась лишь в московских номерах на машине.
Пожелав больше не нарушать, он едва ли не швырнул документы обратно в машину и побежал останавливать следующего, более сговорчивого «клиента».
Особенности местного менталитета на дороге
По правде говоря, многие гаишники в Казахстане довольно наглые и жадные, хотя и стараются казаться доброжелательными и «заботливыми» о безопасности движения.
Возьмём, к примеру, этот жест с протянутой рукой. Он просто здоровается. Здесь принят такой ритуал: инспектор с красной палочкой остановил машину, очень неспешно подошёл, пока ты опускаешь стекло, протянул руку для приветствия. А уже потом начинается всё это: «Нарушаем? Превышаем?»
Читайте также: Как сэкономить около 10 тыс. руб. на поездке в Японию
Важное предупреждение: съёмка под запретом
И ещё один крайне важный момент: ни в коем случае не снимайте инспекторов на видео. В России можно фиксировать действия сотрудников при исполнении, а в Казахстане и других странах Средней Азии это, наоборот, запрещено.
Во время последней поездки на Байконур один известный ютуб-блогер решил их поснимать. В итоге мы зависли на полчаса, потому что гаишники всерьёз собирались составлять на него протокол за съёмку. Отделались, но нервов и времени потратили немало...
-----
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить посты из моего путешествия в Казахстан, а также следить за новыми публикациями.
