Если казахский инспектор ГАИ протягивает руку в окно вашей машины, не спешите сразу сунуть туда купюры — здесь это не работает. Деньги появятся в разговоре позже, это часть своеобразного ритуала.
Тактика как на восточном базаре
Сотрудники дорожной полиции в Казахстане обожают действовать по принципу восточного торга: сначала они долго ходят вокруг да около (это как поторговаться), потом начинают журить за нарушение (словно набивают цену на свой товар), затем плавно подводят к возможности решить вопрос на месте (соглашаются сбросить цену), а если вы отказываетесь платить — возмущаются и закипают от негодования (точно как торговец, который бежит за вами, когда вы не купили его безделушку).
Мне эти ребята живо напомнили наших российских гаишников лет пятнадцать-двадцать назад, когда их главной задачей на дороге было выжимание денег за нарушения — как реальные, так и мгновенно придуманные.
Незабываемая встреча под Алматы
Однажды во время путешествия по Казахстану, где-то недалеко от Алматы, меня остановил инспектор, заметив «Ленд Ровер» с московскими номерами.
— Тааааак, нарушаааааем? — с порога заявил товарищ в форме, даже не представившись и не попросив документы.
— А в чём конкретно нарушение? — поинтересовался я.
— Правила, конечно, нарушаем, — во весь свой золотой рот рассмеялся он моей, как ему показалось, шутке.
Какое-то время мы продолжали этот странный диалог, и вскоре мне стало ясно: инспектор просто на ходу сочиняет, за что бы меня оштрафовать, и искренне недоумевает, почему я сразу не начал извиняться и сам не догадался, за какую провинность меня остановили.
Творческий подход к нарушениям
— Какая скорость разрешена в населённом пункте? 60 км/ч. А ты сколько ехал?
— Где-то 55-60. Поток плотный, вы же сами видите.
— Ааааай, нехорошо! Зачем обманываешь? Быстрее ты ехал!
— И какая цифра на радаре?
— Какой радар? Я же всё отлично видел! Ещё и сплошную пересек.
Вот примерно так и строился наш разговор. Инспектор давно перестал смеяться, забрал мои права и ПТС и настойчиво убеждал, что я превысил скорость и зачем-то пересек сплошную линию (странно, что до кучи не приписал обгон).
Кульминация: "Как нет денег?"
— В общем, давай на месте 5 тысяч тенге — и поедешь дальше. Или я изымаю права, и будешь потом их забирать в Алматы.
Но загвоздка была в том, что наличных тенге у нас было не больше тысячи. Инспектор просто побагровел, когда осознал, что денег с нас не получит, а времени потратил уйму. Составлять протокол ему тоже совершенно не хотелось — он-то прекрасно понимал, что никакого нарушения не было, а вся «вина» заключалась лишь в московских номерах на машине.
Пожелав мне больше не нарушать, он чуть ли не швырнул документы обратно в машину и побежал останавливать следующего, более сговорчивого «клиента».
Особенности местного "этикета"
По правде говоря, многие гаишники в Казахстане довольно наглые и жадные, хотя и стараются выглядеть доброжелательными «заботливыми» стражами дорожного порядка.
Взять хотя бы этот жест с протянутой рукой. Он просто здоровается. Здесь принято так: инспектор остановил машину, очень неспешно подошёл, пока ты опускаешь стекло, протянул руку для рукопожатия. А уж потом начинается всё это: «Нарушаем? Превышаем?»
Читайте также: Как сэкономить около 10 тыс. руб. на поездке в Японию
Важное предупреждение про съёмку
И ещё один крайне важный момент: ни в коем случае не снимайте их на видео. В России можно фиксировать действия сотрудников при исполнении, а в Казахстане и других странах Средней Азии — наоборот, запрещено.
Во время последней поездки на Байконур один известный ютуб-блогер решил их поснимать. В итоге мы зависли на полчаса, потому что гаишники всерьёз собирались составлять на него протокол за съёмку. Отделались, но нервов и времени потратили немало...
-----
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить посты из моего путешествия в Казахстан, а также следить за новыми публикациями.
