Снова и снова я сталкиваюсь в блогах с удивительными, но совершенно ошибочными советами. На этот раз в нескольких источниках (в трёх, а то и четырёх) я наткнулся на странную рекомендацию: якобы первым делом нужно накачивать кормовой отсек лодки (или отсеки, если их два). Мне ничего не остаётся, как снова взяться за разоблачение этого мифа, к чему я, кажется, уже начинаю привыкать.
Что говорит инструкция?
Прежде чем приступать к накачиванию лодки, особенно в первый раз, стоит заглянуть в руководство по эксплуатации. В большинстве инструкций чётко указано, что начинать следует именно с носового отсека. Я пишу «в большинстве», потому что встречал и исключения, но правило остаётся правилом. Это первый и самый надёжный источник информации, которому стоит доверять. И на то есть веская техническая причина.
Секрет в конструкции
Дело в том, что производители часто используют унифицированные носовые отсеки для целых линеек лодок схожих размеров. Яркий пример — лодки брендов BoatMaster. На самом деле, так поступают практически все изготовители, ведь массовое производство стандартизированных деталей значительно упрощает и удешевляет процесс.
На фото: BoatMaster 300S Самурай. На заднем плане — Flinc 390Т, у которого также унифицирован носовой отсек с другими моделями Flinc.
Эти носовые баллоны изготавливаются как полностью готовые модули, которые можно накачать отдельно. Специальный конус, играющий роль перегородки между носовым и кормовым отсеками, приклеивается к этому модулю ещё на этапе сборки. Принцип этой конструкции схематично показан на рисунке ниже.
Что происходит при неправильной накачке?
Если следовать правилу и накачивать первым носовой отсек, конус-перегородка выдавливается в сторону ещё пустого кормового отсека. Его приклеенная плоскость плотно прижимается к внутренней поверхности баллона лодки, создавая правильное распределение нагрузки на шов.
А вот если сделать наоборот и начать с кормы, ситуация становится опасной. Конус под давлением выгибается в пустой носовой отсек. В этом случае клеевой шов, соединяющий конус с основным баллоном, испытывает сильные разрывные нагрузки, для которых он не предназначен. Это может привести к ослаблению или даже повреждению шва, что недопустимо для безопасности.
Именно по этой причине производители и настаивают на первоочерёдной накачке носа.
Бонус: что будет при пробоине?
Кстати, на случай беспокойства сообщу: если носовой отсек вдруг получит пробоину (например, вы наткнётесь на корягу), давление в кормовом отсеке упадёт всего на 5-10%. Это происходит из-за того, что конус просто отогнётся в обратную сторону, слегка увеличив объём. Ничего критичного, вы не утонете.
P.S. Автору довелось работать на производстве лодок BoatMaster и Flinc, поэтому информация из первых рук.
Читайте в блоге:
1. С каким полом выбрать надувную лодку? Пайолы или айрдек?
2. Как выбирать надувную лодку для рыбалки?
3. Налога за весельные лодки НЕ БУДЕТ!
