Во время прилета в Новосибирск я наблюдал, как наш самолет движется по перрону. Вдруг среди привычных воздушных судов мое внимание привлекли два ярко-зеленых лайнера, застывших рядом с Ту-154 и A320 «Алросы». Это были новейшие Boeing 737 MAX — единственные в России на тот момент.
Первенство, которое обернулось проблемами
Я хорошо помню, как авиакомпания S7 с гордостью демонстрировала эти самолеты, став первым российским перевозчиком, получившим эту модель. Они опередили «Победу», «Уральские авиалинии» и UTair. Это был сильный маркетинговый ход: в нашей стране всегда ценили первопроходцев, и такие новости быстро разлетаются по медиа и социальным сетям.
Однако в этой ситуации «быть первым» оказалось палкой о двух концах. После двух трагических катастроф в Индонезии и Эфиопии все Boeing 737 MAX по всему миру были вынужденно приземлены. Полеты возобновятся только после того, как производитель устранит фатальные недостатки в конструкции.
Таким образом, другим авиакомпаниям, которые планировали пополнить парк этими самолетами, в каком-то смысле повезло. Они избежали колоссальных финансовых потерь, связанных с вынужденным простоем дорогостоящей техники.
Цена простоя: от гордости к убыткам
А потери эти действительно огромны! В парке S7 находятся два таких лайнера с бортовыми номерами VQ-BGW и VQ-BGV, полученные в октябре 2018 года. Они успели отработать в небе всего около четырех месяцев, а с 12 марта 2019 года стоят на новосибирском перроне с законсервированными двигателями.
По самым оптимистичным прогнозам, их простой продлится как минимум до сентября. Boeing предстоит пройти все этапы повторной сертификации, причем требования к безопасности теперь будут максимально жесткими.
Точную сумму ежедневных потерь назвать сложно — она складывается из множества статей: платежи по лизингу, техническое обслуживание, плата за стоянку, а главное — упущенная выгода от несовершенных коммерческих рейсов.
Мне все же удалось выяснить примерные цифры. Каждый день простоя одного нового Boeing 737 MAX обходится авиакомпании примерно в 250 тысяч долларов. Это машина, которая должна практически без остановок находиться в воздухе, принося доход, значительно превышающий прибыль от эксплуатации более старых моделей.
Таким образом, S7 ежедневно теряет до полумиллиона долларов на простое двух своих лайнеров. Если подсчитать убытки с марта, то набежавшая сумма уже превышает половину стоимости одного такого самолета.
Глобальные масштабы проблемы
Проблема носит мировой характер. По всему свету припарковано более 370 самолетов этого типа, принадлежащих разным авиакомпаниям. К ним добавляются еще сотни новеньких лайнеров, которые уже сошли с конвейера завода Boeing в США, но так и не были переданы заказчикам.
Все расходы, связанные с вынужденным простоем, в конечном итоге лягут на плечи американского производителя, который поставил на рынок, по сути, «некачественный товар», эксплуатация которого была приостановлена.
Сами в Boeing оценивают потенциальные компенсационные выплаты авиакомпаниям в астрономическую сумму — от 5 до 10 миллиардов долларов.
----
Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие сюжеты из моих путешествий, а также следить за новыми публикациями.
