Когда думаешь о трудностях северных морских путешествий, на ум первым делом приходят высокие волны, штормовой ветер, рифы или даже белые медведи. Но на деле самый коварный и назойливый враг, который портит и лодку, и снаряжение, и даже настроение команды — это обычный конденсат. Именно из-за него дерево начинает гнить, вещи покрываются плесенью, одежда никогда не просыхает, электроника выходит из строя, а металлические части ржавеют. Когда по внутренним бортам стекают целые ручейки воды — вот это и есть настоящая беда для любого, кто путешествует по воде.
Почему простая теплоизоляция не спасает
Первая мысль, которая возникает в борьбе с сыростью — как следует утеплить судно. Однако одного утепления мало. Чтобы победить конденсат, нужен комплекс: хорошая теплоизоляция, постоянный источник тепла и, что критически важно, эффективная вентиляция. Давайте разберемся, почему все три компонента работают только вместе.
С проблемой влажности в каюте сталкивается каждый, кто ходит по холодным морям. Многие пытаются решить её «косметически» — оклеивают внутренние поверхности ковролином или автомобильным карпетом. Но это лишь маскировка. Такие материалы слишком тонкие, чтобы обеспечить реальную теплоизоляцию. Влага продолжает оседать на холодных бортах, просто теперь она впитывается в ворс, который со временем отсыревает, покрывается плесенью и начинает «делиться» влагой со всем, что находится рядом.
Ошибка с «толстой» изоляцией и роль отопления
Следующий шаг — сделать слой утеплителя толще. Логика проста: если борт будет теплее, точка росы сместится, и конденсат перестанет выпадать. Мы сами долго шли по этому пути, используя пенополиэтилен. Различные онлайн-калькуляторы могут показывать прекрасные результаты, но на практике всё оказывается иначе. Роса появляется снова, вещи в рундуках отсыревают, а плесень пробивается буквально отовсюду.
Ситуация часто усугубляется, когда на борту появляется отопитель. Казалось бы, тепло должно сушить. Но без правильной вентиляции каюта превращается в парную: ты сидишь в облаке пара, а вокруг ничего не сохнет. Дойти может до того, что в окружении льда тебе на голову с потолка, покрытого плесенью, капает холодная вода. Поверьте, это одно из самых гнетущих ощущений в походе.
Корень проблемы — высокая влажность
Всё дело в том, что в северных морях воздух невероятно насыщен влагой. Бывает, идешь солнечным днем по тундре у берега, а одежда всё равно становится влажной. Что уж говорить о лодке, корпус которой постоянно находится в холодной воде — он служит идеальным холодильником для внутреннего воздуха.
Секрет успеха: тепло + постоянный воздухообмен
В начале я упомянул вентиляцию, но одной её недостаточно. Воздух, который поступает в каюту, нужно обязательно подогревать. Принцип работы автомобильной печки — отличный пример: она постоянно подает в салон подогретый уличный воздух. Физика процесса проста: теплый воздух способен «вместить» в себя больше водяного пара, чем холодный. Таким образом, насыщенный влагой уличный воздух, попадая внутрь и нагреваясь, становится «жадным» — он готов забрать дополнительную влагу из каюты (с одежды, спальников, поверхностей). Затем этот уже очень влажный воздух нужно как можно быстрее вывести наружу, пока он не остыл и не отдал накопленную воду обратно в виде конденсата.
Идеальная система для холодных морей
К чему я всё это рассказываю? К тому, что в условиях холодного моря печку, по сути, нужно топить почти постоянно, и обязательно при работающей приточно-вытяжной вентиляции. Дизельные или газовые обогреватели для такого режима не подходят — они потребляют слишком много дорогого топлива. Идеальный вариант — дровяная печь. Дрова в прибрежной зоне часто можно найти бесплатно, и их запас практически неисчерпаем.
На нашем прошлом тримаране была и теплоизоляция, и дровяная печка, но не хватало мощной вентиляции. Результат — было тепло, но сыро. Теперь на новой яхте есть всё: и утепление, и мощная (правда, пока в процессе доработки) дровяная печь, и, что главное, — система, позволяющая очень эффективно продувать всю внутренность судна.
В ближайшее время я подробно расскажу, как мы утепляли каюту, и обо всех подводных камнях этого процесса. Также готовится материал про печку — для неё как раз изготовили дымоход, и скоро её предстоит установить в один из шкафов. Думаю, будет познавательно.
