Просто потому, что до сих пор не создали ничего более эффективного и способного пройти там, где застрянет любая другая техника. Речь о легендарной «Синей Птице» — вездеходе ЗИЛ-49061.
Техника, опередившая время
Удивительно осознавать, что эту машину спроектировали и построили более 45 лет назад, в 1971 году! Её главная задача с самого начала была особенной: находить спускаемые космические капсулы и эвакуировать экипажи из самых глухих и труднодоступных уголков, куда обычный транспорт просто не добраться.
Это яркий пример того, что Советский Союз, при всей своей кажущейся простоте в бытовых вопросах, в серьёзных, стратегических отраслях создавал по-настоящему уникальные изделия, а в космической сфере и вовсе часто задавал тон всему миру.
«Синяя Птица» со спускаемым аппаратом с МКС на борту
Безальтернативные ветераны
Аналогов этой машине нет ни в одной другой стране, да и в современной России подобных разработок не ведётся. Те «Птицы», которые я видел в составе поисково-спасательной группы, встречающей экипажи с МКС, были выпущены ещё до распада СССР и служат верой и правдой уже больше трёх десятилетий!
Конечно, их оснастили современной электроникой и навигацией, но вся ходовая часть, двигатель и рама — те самые, с советских времён.
Водитель-механик одной из машин, с которым мы общались в ожидании операции, с гордостью и трепетом рассказывал, как бережно нужно обращаться с этими «динозаврами». Каждая деталь на счету, ведь техника должна сработать безотказно в решающий момент, когда от неё будут зависеть человеческие жизни.
Грузовой и пассажирский варианты «Синей Птицы»
Два в одном: кран и салон
С 1971 по 1991 год было построено всего около 40 таких машин. Часть из них — грузовые (их называли «кран»), часть — пассажирские («салон»).
Грузовой вариант оснащён мощной лебёдкой и краном, чтобы самостоятельно поднять на борт и увезти спускаемую капсулу.
Пассажирский «салон» — это уже целая мобильная клиника. Он оборудован медицинскими модулями, системами жизнеобеспечения, кондиционером, запасом провизии, лежачими местами и носилками. Он предназначен для эвакуации космонавтов, в том числе на длительные расстояния (до трёх суток) и при необходимости оказания серьёзной медицинской помощи прямо в пути.
Почему колёса, а не гусеницы?
Многих удивляет, что для сверхпроходимой машины выбрали колёсную, а не гусеничную платформу. Всё просто: в ходе испытаний конструкторы перепробовали множество вариантов — три разных типа гусениц, различные подвески и трансмиссии. Лучший результат по проходимости, управляемости и надёжности показала именно трёхосная схема на колёсах.
Что скрывается под капотом?
Сердце «Синей Птицы» — доработанный 150-сильный двигатель от знаменитого ЗИЛ-130. В паре с ним работает 10-ступенчатая механическая коробка передач. Но главная «фишка» — два гребных винта в корме. Да, этот вездеход умеет не только ползать по болотам, но и уверенно плыть, преодолевая водные преграды.
Служба в XXI веке
На сегодняшний день в строю остаётся около десятка «Синих Птиц», и все они — реликты советской эпохи. Большинство машин находится в распоряжении Министерства обороны РФ, несколько — у МЧС.
Основная задача этих вездеходов — участие в поисково-спасательных операциях Роскосмоса при возвращении экипажей с Международной космической станции. Вторая, «гражданская» миссия — поиск обломков самолётов в глухих районах страны. К месту катастрофы «Птиц» доставляют на борту военно-транспортных Ил-76.
Фото — https://www.kolesa.ru
Пока что ветераны успешно справляются со всеми задачами. Но, несмотря на почтенный возраст, заменить их в обозримом будущем нечем — новых разработок подобного класса в России просто не ведётся.
В следующих статьях я подробно расскажу, как происходит подготовка и отправка космонавтов на МКС, и покажу, что скрывается внутри легендарного «Бурана». Оставайтесь на связи!
Чтобы не пропустить новые материалы, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
——
Также рекомендую почитать:Как сэкономить около 10 тыс. руб. на поездке в Японию