В моём блоге — новый герой, и на этот раз он не альпинист, не спортсмен и не дальнобойщик. Это продолжение разговора с египтологом Виктором Солкиным. В первой части (ссылка в конце) он рассказывал, как пришёл в профессию в 90-е — время, когда многие открывали ларьки, уходили в бизнес или криминал в погоне за деньгами. А сейчас мы поговорим о том, каким характером должен обладать мужчина этой профессии. Виктор также поделится самыми яркими и приятными моментами своей работы, расскажет, в чём её особая прелесть, и вспомнит замечательных людей, встреченных им на пути.
«Чтобы стать египтологом, нужно упорство, усидчивость и склонность к публичности»
Какие качества важны для египтолога? Прежде всего — усидчивость, без неё просто ничего не получится. Также необходима склонность к языкам: помимо древнеегипетского, специалист должен владеть как минимум двумя европейскими языками, а лучше тремя или больше, чтобы свободно читать работы зарубежных коллег. Умение работать с огромными массивами разноплановой информации в сжатые сроки. Упорство — без него в профессиональной среде могут задавить агрессивные и некомпетентные конкуренты, которых, к сожалению, в России хватает. И ещё — публичность, потому что египтология всегда вызывает живой интерес у общества.
В жизни мне довелось встретить двух потрясающих специалистов, к сожалению, не египтологов, но именно на их человеческий и профессиональный уровень хотелось равняться. Елена Молодцова была уникальным экспертом по тибетскому буддизму, а Венедикт Тяжелов — медиевистом, возглавлявшим научно-методический отдел Пушкинского музея. Елена Николаевна, например, с листа читала тексты на санскрите и тибетском так, как никто из моих тогдашних коллег по РАН не мог читать даже египетские, не говоря уже об их глубоком анализе.
С этим в России есть большие сложности. Я уже много лет читаю публичные лекции на трёх языках, они очень востребованы, но каждый раз я стараюсь, как в первый, не подвести тех, у кого учился, и постоянно улучшать то, что делаю. Крайне важно вовремя понять, с кем рядом стоит быть и на чей уровень ориентироваться, а от кого — вовремя отойти, несмотря на все регалии, должности и пустые обещания.
Героев своего блога я всегда спрашиваю об удовольствии от работы — в какой момент оно приходит? У альпиниста это часто на вершине, у дальнобойщика — в конце маршрута. А вот что ответил египтолог Солкин.
«Египтология — специальность комплексная. Здесь и раскопки, и перевод древних текстов, и работа с произведениями искусства, и реставрация, и огромная исследовательская работа в архивах и библиотеках. В зависимости от проекта сегодня могут потребоваться одни навыки, а завтра — совершенно другие.
Магия прикосновения к вечности
Если же говорить серьёзно, то больше всего я люблю не столько археологию или тексты, сколько работу с подлинными памятниками. Представьте: вы берёте в руки папирус, которому больше двух тысяч лет, и начинаете медленно его читать. Но это не просто текст — это ещё и виньетки, изображения, которые тоже нужно расшифровать, понять их смысл, то, как они дополняют написанное. В центре свитка — ладья Солнца, которая ночью пересекает непостижимый мир Дуат, куда уходят все умершие, где каждую ночь идёт борьба сил миропорядка и хаоса, света и тьмы. И вот конкретный жрец Осоркон, для погребения которого этот свиток изготовили в X веке до нашей эры, становится спутником бога Солнца в этой битве, а заодно обретает бессмертие для своей души и имени.
Или другой пример — огромный деревянный гроб царского архитектора, выполненный в форме запеленутой мумии и полностью покрытый яркими росписями. Его привезли в Россию чуть более двухсот лет назад. В надписях тот, кто когда-то покоился в этом гробу, — писец, интеллектуал и мастер по имени Несипахерентахат (попробуйте быстро произнести это имя трижды без запинки) — вспоминает великие храмы грандиозных Фив, где он жил. С волнением он просит мастеров, создавших древние чудеса (а для него, египтянина, жившего в XI веке до нашей эры, многое из созданного в III–II тысячелетиях до нашей эры уже было глубокой древностью), чтобы те, встретив его за пиршественным столом иного мира, приняли в свой круг и «не оттолкнули лодку» его смертной переправы на запад — туда, где заходит солнце.
Потому что именно там, в Воронежском областном художественном музее имени И. Н. Крамского, хранится старейшая в России коллекция египетского искусства, экспозицию которой мы с коллегами готовили к юбилею собрания. А в центре этого собрания — расписной гроб Несипахерентахата. Там есть памятники, аналогов которым нет ни в Москве, ни в Петербурге, и когда европейские специалисты узнали о них благодаря нашей работе — они буквально ахнули.
Продолжение следует!
А вот первая часть нашей беседы с Виктором: «Мумии и папирусы — известный российский египтолог рассказывает о том, как стал египтологом в 90-е (вопреки, наверное, всему)».
Здесь ютуб-канал Виктора Солкина, тут его инстаграм.
Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, тесты очень нужных вещей, рассказы о местах, событиях и героях, интервью с лучшими в своём деле.
