Скульптуры в форме человеческих рук можно встретить в разных уголках планеты. Изображение кистей и пальцев — это всегда вызов для мастера, требующий тонкого понимания пластики и анатомии. Эта тема привлекала художников во все времена, и XX–XXI века не стали исключением. Я хочу рассказать о пяти самых известных и монументальных скульптурах-руках, созданных на рубеже тысячелетий, которые поражают воображение своим масштабом и символикой.
1. Пальцы, рвущиеся из песка: символ Пунта-дель-Эсте
Пожалуй, самая узнаваемая скульптура в нашем списке — это даже не целая рука, а лишь её часть: гигантские пальцы, торчащие из песка пляжа Плайя Брава в уругвайском Пунта-дель-Эсте. Местные называют её «Mano de Punta del Este» («Рука Пунта-дель-Эсте»), но у неё есть и другие имена: «Los Dedos» («Пальцы»), «Monumento al ahogado» («Монумент утопающему») и даже поэтичное «Hombre emergiendo a la vida» — «Рождение человека».
Рука Пунта-дель-Эсте
Автор этого необычного памятника — чилийский скульптор Марио Ираррасабаль. Работа появилась в 1982 году в рамках Первой международной встречи скульпторов под открытым небом. Из девяти участников Ираррасабаль был самым молодым, но именно его творение пережило время и стало визитной карточкой курорта, оставаясь на пляже уже почти четыре десятилетия. Правда, иногда оно страдает от внимания граффитистов и становится объектом шуток.
Существует несколько трактовок замысла: одни считают, что пальцы, вылезающие из песка, — это предостережение для неосторожных купальщиков, другие видят в них метафору присутствия человека в природной стихии. Композиция шириной 5 метров и высотой 3 метра сделана из цемента на стальном каркасе, покрыта пластиком и защитным слоем от коррозии.
Эта работа оказалась настолько успешной, что у неё появились «сестры». В 1987 году похожая скульптура возникла в мадридском парке Хуана Карлоса I, а в 1995-м — на 46-й Венецианской биеннале.
Рука в Мадриде
2. Одинокая ладонь в пустыне Атакама
Вторая работа Марио Ираррасабаля — это «левая сестра» уругвайских пальцев. Скульптура под названием «Mano del desierto» («Рука пустыни») находится в чилийской пустыне Атакама, в 75 км к югу от Антофагасты. Здесь из земли поднимается уже почти целая левая ладонь высотой около 11 метров — почти вдвое выше уругвайского варианта. Она также выполнена из бетона на стальном каркасе.
Торжественное открытие состоялось 28 марта 1992 года. По словам автора, одинокая рука посреди безжизненного ландшафта символизирует человеческие страдания, несправедливость, уязвимость и беспомощность. Столь необычный объект быстро привлек внимание творческих людей: здесь снимали рекламные ролики и клипы. Как и её «сестра», «Рука пустыни» часто становится мишенью для граффити, поэтому местные власти регулярно занимаются её очисткой.
Рука из Атакамы
3. Золотой мост, парящий в руках богов
Совсем другая история — у Золотого моста во Вьетнаме, открытого в 2018 году у горы Бана близ Дананга. Здесь гигантских рук целых две, и они буквально держат 150-метровую пешеходную конструкцию на высоте 1400 метров. Мост опирается на семь стальных опор, две из которых выполнены в виде огромных каменных рук, будто растущих из скалы. Они покрыты искусственным мхом, трещинами и сколами, создавая иллюзию древности, хотя на самом деле сделаны из стали и стекловолокна.
Руки Золотого моста
Замысел архитекторов был грандиозен: весь комплекс должен был олицетворять Руки Бога, извлекающие из земли золотую нить — сам мост. Проект мгновенно стал вирусным в соцсетях: уже в первые дни ролик в Instagram набрал более 7 миллионов просмотров.
4. Венецианские руки, поддерживающие берег
Гигантские белые руки, вырастающие из вод Венецианского Большого канала, — это инсталляция «Поддержка» итальянского художника Лоренцо Куинна. Она была представлена в 2017 году и сразу стала главным хитом Венецианской биеннале. Две мощные ладони словно поддерживают фасад исторического отеля Ca'Sagredo, расположенного в старинном палаццо. Художник задумывал работу как напоминание об угрозе изменения климата, которое может привести к затоплению уникального города.
Руки Большого канала в Венеции
Хотя инсталляция не входила в официальную программу биеннале, она стала самым фотографируемым объектом. Популярность была так велика, что скульптуру не демонтировали ещё долгое время после окончания мероприятия.
5. Мост из двенадцати рук: символ единства
Завершает наш топ самая «многорукая» композиция. Её автор — тот же Лоренцо Куинн, создавший «Поддержку». К 58-й Венецианской биеннале 2019 года он подготовил масштабную работу «Building Bridges» («Наведение мостов»). Над каналом у входа в Венецианский Арсенал встретились шесть пар огромных белых рук, образовав символический мост высотой 15 и шириной 20 метров — под ним свободно может пройти яхта.
Наведение мостов
Эта композиция — призыв преодолевать разногласия, искать диалог и взаимопонимание. Каждая из шести пар рук, по замыслу Куинна, олицетворяет одну из универсальных человеческих ценностей: дружбу, мудрость, помощь, веру, надежду и любовь. Для большей достоверности и символичности художник делал слепки с рук самых разных людей — разного возраста, пола и национальностей. Говорят, среди них были и его собственные руки, и ладони его 86-летней тёщи, которые воплотили в скульптуре «мудрость».
