Внутри кабины меня сразу поразила необычная эргономика. Педали управления расположены очень высоко, создается ощущение, что ноги приходится поднимать почти до уровня головы. Интересно, это была специальная «спортивная» посадка для пилотов или такова конструктивная особенность?
Когда я выложил это фото в своем Инстаграме, многие подписчики отнеслись к нему с недоверием. Они напоминали, что единственный совершивший космический полет «Буран» был, к сожалению, уничтожен из-за печально известного инцидента с обрушением ангара. Об этом я как раз рассказывал в своем предыдущем посте.
Этот комментарий заставил меня задуматься. Действительно, что же это за «Буран», если легендарный корабль утерян? Как тогда можно не только увидеть его своими глазами, но и побывать внутри? Ответ оказался не так очевиден, как кажется.
Не один, а многие: судьба других «Буранов»
Трагическая история первого и единственного космического «Бурана» широко известна. Однако мало кто знает, что в рамках советской программы «Энергия-Буран» было создано не одно, а несколько изделий. Помимо летного экземпляра, существовали рабочие и испытательные образцы, которые никогда не покидали Землю.
Один из таких аппаратов сегодня находится на Байконуре, недалеко от музея истории космодрома. Это не просто макет, а полноценный технологический образец-дублер.
Его создали для отработки всех наземных операций: транспортировки, стыковки с ракетой-носителем, заправки топливом и предполетного обслуживания. У него нет двигателей и сложного бортового оборудования, но зато его кабина — точная копия той, что готовилась для будущих пилотируемых миссий. И именно в нее мне удалось заглянуть.
Интерьер кабины «Бурана», который проектировали и тестировали для последующих, уже пилотируемых экспедиций в космос.
К огромному сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Блестяще выполненный первый беспилотный полет «Бурана» в 1988 году так и остался единственным. Развал Советского Союза нанес сокрушительный удар по финансированию космической отрасли, и амбициозная программа была фактически заморожена, а затем и полностью свернута.
Наследие великой программы
Любопытно, что полностью собранных и способных к полету кораблей, помимо знаменитого «изделия 1.01», было еще как минимум два.
Один использовался для атмосферных испытаний и потерпел катастрофу во время одного из таких полетов. Второй был практически готов ко второму космическому старту, в рамках которого планировалась стыковка с орбитальной станцией «Мир». Сейчас этот почти готовый челнок медленно разрушается в монтажно-заправочном корпусе на Байконуре, и его состояние оставляет желать лучшего.
Помимо этого, в рамках программы изготовили около десятка различных рабочих макетов для испытаний на прочность, проверки систем и отработки логистики. Также существовало несколько корпусов «Буранов» разной степени завершенности — от 10 до 50%. Печально, но судьба большинства из них сложилась трагически: их либо разрезали на металлолом, либо разобрали на сувениры и запчасти.
-----
Если вам было интересно, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал. Так вы не пропустите новые репортажи из моей поездки по Казахстану и другие материалы.
