Легендарный советский скоростной поезд ЭР-200, курсировавший между Москвой и Петербургом (Ленинградом) не ходит с 2009 года. Мало кто знает, сколько было построено таких поездов, и где теперь все они.
ЭР-200 (электропоезд рижский) был первым и последним скоростным советским электропоездом, который за годы эксплуатации совершил почти три тысячи рейсов и перевез 1,3 миллиона пассажиров. Он ходил с 1984 по 2009 год. Ему на смену РЖД закупили «Сапсаны», средняя время в пути которых мало отличается от того, что показывал ЭР-200.
Сколько было построено ЭР-200
В 1973 году в Риге был построен первый поезд ЭР-200. Он состоял из 14 вагонов: двух головных и 12 промежуточных.
Если промежуточные вагоны в ходе эксплуатации можно было выцеплять и ремонтировать, то головные были незаменимы. Со временем стало понятно, что нужны дублеры. Так что в 1988 году были изготовлены еще два головных вагона.
В начале 1990-х был выпущен второй состав ЭР-200, который состоял из 12 вагонов: двух головных и 10 промежуточных.
Таким образом было построено в общей сложности 14+2+12=28 вагонов, из которых шесть головных и 22 промежуточных.
Уцелели не все из них.
Где теперь эти вагоны
В Москве в музее на Рижском вокзале находятся два вагона. В петербургском музее железных дорог России на Балтийском вокзале – еще четыре.
В Поволжском музее железнодорожной техники в Самаре хранятся также четыре вагона, в Новосибирском музее – целых пять.
Еще пять вагонов ржавеют на базе запаса Дружинино в Свердловской области в ожидании, когда в Екатеринбурге, наконец, построят новый музей.
Выходит, спасено целых 20 вагонов.
Остальные, увы, распилены на Октябрьском вагоноремонтном заводе в Петербурге (сейчас и сам завод разобран и на его месте – жилые дома).
Кстати, сохраненных вагонов было бы достаточно, чтобы собрать из них работоспособный состав.
Бонус. Как в новостях рассказывали о запуске Эр-200.