До этого года железная дорога оставалась последним бастионом стабильности, но теперь и он пал. С 2020 года поезда могут отменяться, уходить раньше времени, указанного в билете, и т.д. В такую ситуацию попал и я.
Раньше все было просто. Если у вас есть на руках билет, то, что бы ни случилось, вы найдете в нужное время и на нужной платформе свой поезд с необходимым вам вагоном. Исключение – ситуации, когда поезд опаздывал. Но даже и в этом случае состав все равно приходил.
Благодаря этой обязательности железных дорог случалось, кстати, немало веселых историй. Например, в ЖЖ Григория Егорова я как-то прочитал веселую историю о том, как он купил билет на поезд дальнего следования с пригородной станции Новолисино под Петербургом. И ради того, чтобы посадить его в вагон, была развернута целая операция по остановке поезда.
Телефон и e-mail обязательны
Но в 2020 году все изменилось. Теперь законодатель обязал пассажиров предоставлять перевозчику свои контактные данные: телефон или адрес электронной почты. Так что теперь перевозчик в определенных ситуациях может сообщить пассажиру об изменении маршрутов, отмене поездов и т.д.
Так совпало, что не успели принять эту норму, как ее тут же начали использовать, когда РЖД весной стали пачками отменять поезда дальнего следования из-за коронавируса.
С тем, как это работает на практике, столкнулся и я. У меня, правда, поезд был не отменен: ему изменили расписание, сделав прохождение моей станции более ранним.
Я должен был ехать из Рязани в Тверь первого июля поездом №7 (Севастополь – Петербург) в 23.15. Однако за несколько дней до даты поездки расписание поезда изменили. Раньше он шел без остановки в Москве. То есть поезд в действительности заходил в столицу, но взять пассажиров или высадить было невозможно. С первого июля состав стали заводить на Казанский вокзал, в связи с чем изменили расписание. В частности, Рязань он стал проходить в 22.24 вместо 23.15, то есть на 51 минуту раньше.
«Время отправления поезда изменилось»
Как человек, который следит за железнодорожными новостями, я, конечно, знал об этом, но решил провести эксперимент: как себя поведет перевозчик в связи с изменением расписания. Авиакомпании в таких случаях мне обычно звонили по телефону, предупреждали об изменениях, и если новый график меня не устраивал, то предлагали перебронировать билет на другой рейс или оформить возврат.
Крымский перевозчик «Гранд Сервис Экспресс» довольно долго не выходил на связь, и только в день отправления поезда, точнее, за семь часов (в 15:10), прислал мне СМС о том, что время убытия моего поезда изменилось.
Я тут же написал перевозчику письмо о том, что меня это не устраивает, после чего мне предложили обратиться в кассу, чтобы оформить возврат. На мое возражение, что я далеко от кассы и ехать мне к ней нет никакого смысла, так как на поезд я все равно не успею, мне предложили оформить возврат в претензионном порядке.
Для этого нужно было оформить довольно длинное заявление: вписать в него паспортные данные, сведения о билете, подробные банковские реквизиты карты, включая номер счета, БИК банка и т.д. Это заявление вместе с копией билета и паспорта нужно было отправить на электронный адрес перевозчика и ждать 30 дней.
Я это все аккуратно проделал, в результате получил через две недели возврат полной суммы без удержаний – 1008 рублей 60 копеек.
Новая реальность
Не знаю, как сработала бы в этом случае РЖДешная «дочка» ФПК, но взаимодействием с ГСЭ я остался условно удовлетворен. Главное, деньги получил, причем без вычетов. Хотя, конечно, пришлось повозиться с заявлением.
Если бы мне реально нужно было ехать в тот день, я расстроился бы чуть больше: все же об изменении расписания поезда было известно минимум за неделю, так что предупредить могли бы и больше, чем за семь часов. Надеюсь, в будущем отработают.
Однако, несмотря на мой локальный хэппи-энд, мораль сей басни печальна: на железной дороге теперь тоже могут отменять поезда и менять им расписания уже после покупки билетов пассажирами. К этому в новой реальности надо быть готовым.