Проезжая дорога, которой уже нет на картах

Раз уж сейчас путь к лодке мне закрыт из-за известных событий, да и по земле не особо попутешествуешь — пока остается только вспоминать старые приключения.

В прошлый раз я писал о Вытегорской дороге, которая лично мне кажется одной из самых «веселых» на северо-западе России. Но в комментариях к статье кто-то упомянул о не менее интересной дороге, от Солзы Архангельской области в Прокшино Вололгодской. Это самое начало дороги А215, которая идет от этого самого Прокшино до деревни Брин-Наволок, где она вливается в федеральную трассу М8.

Конечно, на всех подобных дорогах нет каких-то экстраординарных препятствий, однако, это, так сказать, большие проезжие дороги, на которых как бы вообще никаких грязей и ям по окна быть не должно. Но здесь они есть, и люди там ездят довольно часто — именно поэтому такие дороги и становятся особо примечательными.

Проезжая дорога, которой уже нет на картах

Итак, комментарий заставил меня вспомнить о том, как однажды мы возвращались из похода через то место на мотоцикле. Ехали из Архангельска домой, в Ленинградскую область, и добравшись до Каргополя, решили срезать через этот загадочный участок, о котором я прежде читал. Писали о нем всякое, что раньше это было нечто совсем ужасное, но позднее, мол стало получше. Один мой знакомый любитель оффроуда на мой вопрос про дорогу ответил даже, что, де «умерла легенда», и теперь там можно проехать в любое время.

Проезжая дорога, которой уже нет на картах

Наш мотоцикл, Урал, в то время еще не имел ни высокой рычажной вилки, ни привода на коляску, и поэтому я несколько мандражировал, пока мы в облаке пыли неслись от Каргополя к Солзе. Наконец, у дороги появился большой синий знак, предупреждающий, что дальше дороги нет. Там говорилось еще что-то, дословно я этого не запомнил. Смысл сводился к тому, что участок не обслуживается, дорожное управление никакой ответственности там ни за что не несет — в общем, езжайте на свой страх и риск. Между тем, на всех картах дорога значилась (сейчас ее, кстати, с яндекс-карт убрали), и прочитав объявление еще несколько раз, я выкурил сигарету, потом прыгнул на какстартере, и с тарахтением мы двинулись сквозь Солзу.

Проезжая дорога, которой уже нет на картах

В самом деле, сразу за деревней дорога из широкого грейдера превращалась в обычный проселок и ныряла под нависшие над ней ветви деревьев. Мы проехали несколько глубоких луж, и я точно помню, что так как в то время у нас не было еще даже и ветровиков, то Наталью с ног до головы облило грязью, и потом она сильно на меня злилась. Но грязь вскоре высохла, обиды забылись. Дорога снова расширилась, мы спустились по склону, и здесь я увидел первую встречную машину. То была огромная фура. Она стояла возле поворота, а вокруг нее ходил толстый, усталый и вспотевший водитель, с озадаченным видом осматривая свою технику. Я, конечно, заглушил двигатель спешился, поприветствовал его и поинтересовался, что там дальше.

Водитель поглядел на меня, картинно подняв бровь, и сказал — «ну уж вам-то там ничего не грозит. А что там дальше плохого?» — он махнул рукой туда, откуда мы приехали. Я ответил, что совершенно ничего страшного там нет и поглядел на фуру. Это был обычный шоссейный тягач с большим прицепом, которому явно только что пришлось пережить немало приключений. Его колеса были измазаны глиной, передний пластиковый бампер оказался смят, а задний — вовсе оторвался и волочился за машиной на остатках проводки. Водитель, глядя на эти ошметки, почесал под майкой живот, крякнул, попрощался со мной, полез в кабину и завел двигатель. Я же подумал, что раз эта фура там проехала, то нам, действительно, как сказал фурист, ничего не грозит. Фура, посвистывая наддувом, двинулась к Солзе, а я вернулся к мотоциклу, пнул кик, влез в седло, и мы покатились к Прокшино.

Проезжая дорога, которой уже нет на картах

Действительно, сколько мы ни ехали, ничего ужасного нам так и не встретилось. Были тут неплохие гати из досок, встречались участки, выложенные бетонными плитами, крутые повороты и глубокие лужи, но мы даже ни разу не застряли. Но самое главное, что на пути нам встретилось целых 3 машины, среди которых был даже один Матиз.

Понятно, что как минимум двоих из этих людей на данную дорогу привел коварный навигатор, который не подозревал, что ездить там «нельзя». Ну а коли уж они там оказались, то не разворачиваться же обратно! Думаю, что все в итоге успешно доехали до своих целей. То же случилось и с нами. За очередным мостом мы вновь оказались на широком благоустроенном грейдере, а далее — выбрались к Прокшино.

Я вспоминаю эту поездку с исключительной теплотой. И путь в Архангельск, и обратный путь через Солзу были наполнены каким-то сплошным позитивом.

Дорога эта, кстати, существует и по сей день, хоть ее и стерли с Яндекс.Карт. Один мой товарищ по яхт-клубу, к слову, прошлой осенью возвращаясь из Севердвинска, так же был заведен навигатором в это место и с некоторым трудом, хотя и вполне успешно там проехал на кроссовере, обутом в лысую резину. Помнится, мы долго смеялись, когда я убеждал его в том, что этой трассы на самом деле как бы нет, и что дорожные службы он ругает совершенно зря. Просто надо внимательнее читать знаки, стоящие вдоль дороги.