Сегодня маршрут Москва – Владивосток кажется нам классическим и единственно возможным, но это не самый протяженный путь в России. Когда-то существовал и прямой поезд из Петербурга, однако сведения о нем почти стерлись временем, и найти их — настоящая детективная история.
Случайная находка на старом снимке
Я обожаю погружаться в историю через старые, особенно дореволюционные, фотографии на сайте pastvu.com. Однажды, совершая виртуальную прогулку по Московскому (тогда Николаевскому) вокзалу в Петербурге, я наткнулся на удивительный кадр, сделанный между 1914 и 1917 годами.
На маршрутной табличке вагона четко читалось: «Петроград – Владивосток». Это открытие меня зацепило. Я начал искать любую информацию об этом маршруте, который, без сомнения, мог бы считаться самым длинным в стране. Но в интернете — почти полная тишина. Хотя, если подумать логически, до революции просто обязан был существовать поезд, связывающий столицу империи с главным тихоокеанским портом по всей длине Транссиба.
Строительство пути, растянувшееся на десятилетия
Сам Великий Сибирский путь начали строить в 1891 году. А вот когда его закончили — вопрос неоднозначный. Все зависит от того, что считать финальной точкой.
В 1901 году состыковали рельсы на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), но сквозное движение открылось лишь в 1903-м. При этом поезда через Байкал переправляли на паромах, как пассажиров, так и вагоны.
Знаменитую Кругобайкальскую железную дорогу, огибающую озеро, ввели в строй только в 1905 году. И наконец, в 1916 году маршрут стал полностью проходить по российской территории, минуя китайский участок КВЖД.
Экспертное мнение: история «Петербургского экспресса»
В поисках истины я обратился к Сергею Сигачеву, известному знатоку истории Транссиба и автору блога Periskop.
Вот что он мне рассказал:
«Прямое сообщение из Петербурга на восток началось с 1906 года, после запуска Вологдо-Вятской магистрали. Но сначала поезд, известный как «Петербургский экспресс», следовал только до станции Маньчжурия, а не до конечной точки.
Его путь лежал не через Москву, а через Вологду, Шарью, Вятку, Пермь, по Горнозаводской железной дороге (той самой, которую сейчас с таким скандалом хотят разобрать в центре Перми) до Екатеринбурга. Далее по соединительной ветке на Челябинск и уже потом — по Великому Сибирскому пути.
Затем состав выходил на Китайско-Восточную железную дорогу до Маньчжурии. Там пассажиры проходили таможенный досмотр и пересаживались на другой поезд: Маньчжурия – Харбин – Владивосток. Также существовал маршрут Иркутск – Харбин – Владивосток, так что у путешественника был выбор, где сделать пересадку.
Беспересадочные вагоны от обеих столиц — Москвы и Петербурга — до Владивостока появились в период между 1912 и 1914 годами. Скорый поезд №2/1 Петербург (Петроград) - Владивосток с осени 1914 года отправлялся из Петрограда по вторникам, а из Владивостока — по четвергам, всего раз в неделю. В его составе были вагоны первого и второго класса, а также вагон-ресторан».
Закат эпохи и свидетельство очевидца
Эпоха «Петербургского экспресса» закончилась в первой половине 1918 года. Точную дату установить сейчас невозможно, но движение по Транссибу фактически прекратилось в конце мая 1918-го из-за мятежа Чехословацкого корпуса.
При этом сохранились воспоминания американского журналиста Альберта Вильяма Риса, участника событий октября 1917 года. Он путешествовал этим поездом еще в апреле или начале мая 1918 года.
«Когда мы тронулись от Петрограда на еженедельном Транссибирском экспрессе в восемь вечера, мы стояли на площадке, чтобы бросить прощальный взгляд на город, но так и не смогли разглядеть в сумерках Воскова... <...>
Путь из Петрограда во Владивосток показался мне необременительным, во многом благодаря попутчику-профессору. Наше общение стало, с перерывами, одним долгим комментарием о Ленине и революции. А когда нам не удавалось избежать разговоров с белыми эмигрантами — нашими попутчиками, — дискуссия превращалась в настоящий форум на колесах.
День за днем за окном бесконечно тянулись стальные ленты рельсов. Может, кто-то и жаловался на тяготы пути, как это делали эмигранты из-за довольно мелких неудобств, но мы были довольны. Постоянный, ритмичный перестук колес действовал гипнотически. После трех недель в пути я с удивлением обнаружил, что во Владивостоке мне трудно заснуть; я был словно опьянен этим долгим, монотонным движением».
