Когда мы думаем о скульптуре, на ум часто приходят классические статуи или абстрактные музейные инсталляции. Но искусство может быть гораздо ближе к земле — в прямом смысле этого слова. Я хочу рассказать об удивительных работах, которые создаются прямо на природе и из её же материалов. Меня особенно впечатлили те, что напоминают гигантские люки или крышки, будто вмонтированные в почву. Это не просто ямы и холмы — это тщательно продуманные произведения, рождённые совместным творчеством художника и... экскаватора.
Автор этих необычных форм — скульптор Таня Премингер. Её первая работа в этом стиле, названная «Баланс», появилась ещё в 1989 году в Израиле, на полях кибуца Гиват-Бренер. Тогда форма была скорее овальной. Со временем у неё появилась целая серия подобных произведений, но особый поворот случился в 2008 году. Художницу пригласили воссоздать «Баланс» для фестиваля во Франции, и именно там родилась идея идеального круга, который стал визитной карточкой её последующих работ.
Философия в земле и траве
Как и многие художники, Премингер вкладывает в свои творения глубокий смысл. Она говорит, что её проект материализует философский закон равновесия между противоположностями внутри единого целого. Звучит несколько возвышенно, но, если вдуматься, суть как раз в этом визуальном и концептуальном балансе. Главная «фишка» этих работ — их обманчивая простота и мощный оптический эффект, который заставляет зрителя усомниться в привычной реальности.
Хотя, называть это просто иллюзией не совсем справедливо. За визуальной лёгкостью скрываются точные математические расчёты. Объём вынутой земли и размер образовавшегося холма строго соответствуют друг другу, создавая впечатление, будто гигантская бетонная крышка люка была буквально вывернута из земли и положена рядом. Это и рождает то самое «вау»-ощущение. Сама художница объясняет это проще, ссылаясь на физику: «Действие равно противодействию».
Как это создавалось: экскаватор и лопата
Процесс создания этих скульптур удивительно прост и «приземлён». Сначала экскаватор выкапывал яму, а вынутый грунт аккуратно сваливался рядом, формируя основу будущего холма. Затем в дело шли руки художницы и её помощников с лопатами и граблями. Именно на этом этапе грубые формы превращались в идеально гладкие поверхности и чёткие геометрические линии, обретая финальный, почти сюрреалистичный вид.
На фотографии работы 2008 года из Франции хорошо виден масштаб замысла. Официальное описание этой скульптуры, как на музейной табличке, гласит: «Round Balance» (2008), почва, трава, 900 x 900 x 260 см, Сен-Флур, Франция. Но это лишь одна из многих впечатляющих работ в её коллекции.
Художница между Израилем и Россией
Таня Премингер — признанный мастер ленд-арта (искусства земли), и её творчество не ограничивается «крышками». Она оставила след и в России. В 2014 году она участвовала в VII Международном экологическом фестивале искусств «КронФест» в Кронштадте. Для нашей страны она не чужая: родилась в 1944 году в Таганроге, а в 1972 году переехала на постоянное жительство в Израиль.
В течение фестивальной недели в Кронштадте она создавала новую работу — огромную ладонь, выложенную из булыжников прямо в мелководье Финского залива. Говорят, для этого даже пришлось нанимать помощников, чтобы таскать тяжёлые камни. Это был титанический ручной труд, но результат, судя по фотографиям, получился невероятно выразительным и сильным.
