Как случайная встреча спасла память: история последнего дома Суконной слободы в Казани

В Казани существует удивительная улица, чья судьба похожа на парадокс: хотя почти все старые здания на ней были снесены, сама улица не исчезла, а даже стала длиннее. В начале 2000-х здесь снесли практически всю историческую застройку начала XX века, однако один деревянный дом уцелел — его даже передвинули на 15 метров. По сути, его, конечно, отстроили заново, но история, стоящая за этим решением, поистине уникальна.

Всё началось с планов по строительству новой транспортной магистрали. Маршрут будущей дороги пролегал прямо через кварталы старой застройки, и власти приняли решение их демонтировать. Сложно утверждать, что город лишился выдающихся архитектурных шедевров, но целые исторические районы были стёрты с лица земли.

Причём снос не был мотивирован масштабным жилищным или коммерческим строительством — новых зданий здесь появилось не так много. Реальность была такова, что старые дома находились в крайне ветхом состоянии, и жить в них было практически невозможно. Вопрос об их реставрации и сохранении, наверное, следовало поднимать гораздо раньше, ещё до наступления «лихих 90-х».

Вероятно, для городской администрации комплексная реставрация множества старых деревянных домов показалась задачей слишком сложной и финансово обременительной. В итоге территория получила совершенно новое планировочное решение: здесь велось строительство метро (рядом теперь находится станция «Суконная Слобода»), а улице, хоть и в изменённом виде, сохранили её историческое название.

Новая магистраль на месте истории

Речь идёт об улице имени Тихомирнова, по которой теперь проходит важная транспортная артерия, соединяющая центр Казани с её южными районами. Точнее, с одной стороны к ней подвели новый Проспект Универсиады, а с другой — продлили её до самого центра, «прорезав» сквозь существовавшие старые кварталы.

Но один дом всё же устоял, и его история по-настоящему удивительна. Сегодня этот дом, известный как «Дом святителя Иоасафа» или «последний дом Суконной слободы», даже включён в некоторые путеводители. Святитель Иоасаф (в миру — Иван Иванович Удалов) был расстрелян в 1937 году, а в 2008-м причислен к лику святых Русской православной церкви.

Детали его религиозного служения — тема для отдельного разговора. Известно, что в разное время он управлял Казанской епархией, был епископом Чистопольским — и всё это уже в советский период, отмеченный, среди прочего, церковным расколом. Иоасаф оставался верен «старой церкви», что и определило его дальнейшую судьбу.

С 1924 по 1929 годы его жизнь — это череда арестов, тюрем и ссылки на три года в Туруханский край. Позже он обратился к церковным властям с просьбой об отставке и жил в Марийской области. Однако это не спасло его от преследований: новые обвинения и лагеря следовали одно за другим вплоть до 1936 года.

После последнего освобождения он оказался в Казани. Как указывают источники, он поселился «на окраине Казани». Так оно и было — улица Тихомирнова, где сейчас стоит дом, в те годы была краем города. А территории, где сейчас проходит проспект Универсиады, тогда занимали пригородные посёлки, вошедшие в черту города значительно позже.

Случайность, изменившая всё

А вот дальше начинается самое необычное. Подробности этой истории лучше всего изложены в блоге человека, который и «раскопал» связь этого дома с исторической личностью (вот тот исторический пост в ЖЖ). Этого человека зовут Александр Рачук, и он известен в том числе как активный блогер. Ключом к разгадке для него стал рассказ бывшего жильца, знавшего историю дома.

Но встреча казанского блогера с этим жильцом произошла совершенно случайно, почти чудесным образом. Александр просто решил сделать фотографии старого, почти разрушенного дома. А жилец там уже и не жил — его семья получила новую квартиру, и дом стоял заброшенным. Вот такие иногда случаются удивительные совпадения.

Всё началось с одной короткой фразы: «Дом построен в 1871 году, одним из приближённых людей купца Журавлёва, тоже вероятно человека очень богатого. До 1937 года в доме жил врач по фамилии Гольцфохт, и жила семья священника по фамилии Удалов. К сожалению в 1937 году он был репрессирован и бесследно исчез».

Этой информации хватило, чтобы местной общественности удалось поднять вопрос о сохранении дома или хотя бы памяти о нём. Потому что к тому моменту дом был уже практически разрушен. Читая казанскую прессу тех лет, можно понять, что от здания почти ничего не осталось. В итоге дом был «перенесён» примерно на 15 метров от своего первоначального места — ведь новую трассу прокладывали ровно по линии, где раньше стояли дома нечётной стороны улицы Тихомирнова.

У казанцев немало претензий к городским властям в связи с тем, что происходит с исторической застройкой, которой в городе и так осталось очень мало. И на этой улице не сохранилось бы ни одного старого дома, если бы не случайно обнаруженная история его жильцов. Да и то — теперь это, по сути, уже не тот самый дом, а его воссозданная память.