Летом 2020 года команда Booking.com решила заглянуть в будущее туристической индустрии, проведя масштабное исследование. В опросе участвовали 20 тысяч человек из 28 стран, включая более тысячи россиян — все они путешествовали с деловыми или личными целями в последний год и планировали новые поездки. На основе их ответов эксперты выделили несколько важных тенденций, которые будут определять развитие туризма в ближайшие годы.
1. Восстановление спроса будет стремительным
Период изоляции лишь усилил тягу людей к путешествиям. По данным исследования, 76% россиян признались, что мысль о новых поездках поднимает им настроение, а 40% стали больше ценить возможность увидеть мир и не воспринимают её как нечто само собой разумеющееся. Интересно, что в течение года после снятия ограничений люди планируют совершить примерно столько же поездок, сколько и до пандемии. Почти половина опрошенных (48%) отметили, что у них усилилось желание исследовать мир, а 54% хотят наверстать упущенное в 2020 году. Многие также планируют совместить будущий отпуск с празднованием событий, которые пришлось отложить из-за коронавируса — например, юбилеев или свадеб (32%). Треть респондентов (33%) собираются повторно забронировать жильё, от которого им пришлось отказаться ранее. В ответ на этот растущий спрос индустрия, вероятно, начнёт предлагать более необычные маршруты и форматы отдыха. При этом 44% путешественников пока не готовы отправляться в путь, пока не появится вакцина или эффективное лекарство.
2. Бюджет станет важнее
Финансовый аспект планирования поездок выйдет на первый план. 61% российских туристов заявили, что в будущем будут уделять больше внимания ценам, а 64% планируют активнее следить за спецпредложениями и акциями. Эта тенденция, как ожидается, сохранится на протяжении нескольких лет.
3. Внутренний туризм останется в тренде
Пандемия заставила многих открыть для себя красоты родной страны из-за меньшего количества ограничений. Этот интерес не угаснет: в ближайшие 7–12 месяцев по России планируют путешествовать 34% опрошенных, а в долгосрочной перспективе — 28%. Почти половина респондентов (45%) хотят посетить новые для себя регионы, а 46% мечтают увидеть местные природные достопримечательности. При этом 58% россиян собираются вернуться в уже полюбившиеся места. Интерес к дальним зарубежным поездкам тоже сохранится: к концу 2021 года такие планы есть у 21% опрошенных (для сравнения, в 2020 году эта доля составляла лишь 5%).
4. Безопасность — прежде всего
77% российских путешественников будут соблюдать больше мер предосторожности и рассчитывают на поддержку со стороны туриндустрии в адаптации к новым реалиям. Ожидается, что правительства, отраслевые ассоциации и туроператоры совместно разработают единые стандарты безопасности. Некоторым регионам и компаниям, чтобы вернуть доверие туристов, придётся приложить дополнительные усилия.
5. Личный транспорт выйдет на первый план
Пандемия изменит и предпочтения в выборе транспорта: люди станут отдавать предпочтение более безопасным и уединённым вариантам. 42% россиян постараются избегать общественного транспорта, чтобы снизить риски. Это приведёт к росту спроса на аренду автомобилей и использованию личного транспорта в поездках.
6. Экологичность и осознанность
60% опрошенных россиян хотят проводить отпуск более экологично и осознанно. 71% ожидают, что индустрия начнёт предлагать варианты путешествий с меньшим воздействием на окружающую среду. Многие планируют посещать менее популярные направления, чтобы избежать высокого сезона (47%) и толп (42%). 30% готовы обходить стороной известные достопримечательности, что создаст новые вызовы для местных туркомпаний в управлении потоками туристов. Кроме того, 61% считают, что в долгосрочной перспективе индустрия должна предлагать больше выгодных вариантов для поездок в несезон, а 37% ждут новых направлений, чтобы распределить туристические потоки.
7. Работа в путешествиях
Переход многих компаний на удалённый формат работы может привести к тому, что люди начнут планировать более длительные поездки, совмещая отдых и работу. Например, добавляя несколько дней отдыха к командировке или продлевая путешествие на неделю-две для работы из нового места. 43% россиян уже задумывались о бронировании жилья для удалённой работы, а 36% готовы к карантину по приезде, если смогут работать дистанционно.
8. Природа и простые радости
С начала пандемии пользователи Booking.com по всему миру стали активнее интересоваться отдыхом на природе: пешими походами, прогулками на свежем воздухе, созерцанием природы и релаксацией. Более половины (56%) опрошенных россиян во время поездок будут стремиться к простому досугу — прогулкам и отдыху с семьёй, а 46% хотели бы уехать за город и готовы выбирать менее популярные направления, чтобы проводить больше времени на природе.
9. Технологии для безопасности
Российские туристы верят, что технологии будут играть ключевую роль в обеспечении безопасности путешествий. 61% предпочтут бронировать столики в ресторанах онлайн, а 71% будут покупать билеты через автоматы вместо обычных касс.
10. Путешествия с питомцами
С момента введения ограничений использование фильтра «Разрешено с питомцами» на Booking.com выросло более чем в два раза по сравнению с 2019 годом. Это говорит о том, что индустрии туризма придётся уделять больше внимания потребностям путешественников с домашними животными, адаптируя под них услуги размещения.
11. Планирование и воспоминания
Даже во время карантина 96% опрошенных россиян искали в сети идеи для будущих поездок, а 37% делали это регулярно. При этом 43% получали информацию для путешествий не из интернета, а из разговоров с друзьями. 44% любят пересматривать фотографии из прошлых поездок, чтобы вдохновиться на новые приключения.
А как вы смотрите на будущее путешествий? Когда планируете свою следующую поездку?
