Приглашаю вас на виртуальную экскурсию по уникальному экспонату — дизель-электрической торпедной подводной лодке Д-2 «Народоволец». Это головной корабль первой серии проекта «Декабрист», который был спущен на воду в далёком 1929 году под заводским номером 178. Сегодня эта легендарная субмарина превращена в музей и находится в Санкт-Петербурге, на вечной стоянке.
Лодка впечатляет своими размерами: её длина составляла 76 метров, а ширина — 6,5 метров. Она могла находиться в автономном плавании до 40 суток, развивать скорость почти 9 узлов и погружаться на рабочую глубину до 90 метров.
Рождение легенды
Её история началась на Балтийском заводе №189 в Ленинграде, где в 1927 году была заложена килевая часть. Через два года лодку спустили на воду, а осенью 1931 года, после всех испытаний, она официально вошла в состав Балтийского флота, получив гордое имя «Народоволец».
Основным оружием субмарины были торпеды. На её вооружении стояли шесть носовых и два кормовых 533-мм торпедных аппарата. Согласно архивным данным и описаниям, общий боекомплект составлял 14 торпед.
Помимо торпед, лодка несла артиллерийское вооружение. Изначально это было 102-мм орудие Б-2, позже заменённое на 100-мм Б-24ПЛ. Для защиты от воздушных атак на палубе установили 45-мм полуавтоматическую универсальную пушку 21-К.
Летом 1933 года «Народоволец» совершил переход по Беломоро-Балтийскому каналу и вошёл в состав Северной военной флотилии. Там, летом 1934 года, она получила новое тактическое обозначение — «Д-2». Однако старое имя настолько прижилось, что в обиходе, а порой и в официальных бумагах, её по-прежнему называли «Народовольцем».
Вот так она выглядела в годы своей активной службы. Это архивное фото, найденное в сети.
Осенью 1939 года «Д-2» вернулась на Балтику для проведения капитального ремонта и модернизации.
Боевой путь в годы войны
Свой первый боевой поход в Великой Отечественной войне «Д-2» начала в сентябре 1942 года под командованием капитана Р. В. Линденберга. Спустя сутки после выхода лодка запуталась в немецкой противолодочной сети. На освобождение ушло двое суток, после чего субмарина смогла продолжить путь к острову Борнхольм.
14 октября 1942 года «Д-2» успешно провела торпедную атаку и отправила на дно немецкий транспорт «Якобус Фрицен».
19 октября того же года лодка атаковала снова, нанеся тяжелейшие повреждения крупному морскому парому «Дойчланд», который курсировал между немецким Зассницем и шведским Треллеборгом.
За всю войну «Народоволец» совершил четыре боевых похода, провёл 12 атак и выпустил по врагу 19 торпед.
После Победы лодка продолжила службу в составе Балтийского флота.
Сердцем подводной лодки была силовая установка: два дизельных двигателя мощностью по 1100 лошадиных сил каждый и два электромотора по 525 л.с. для подводного хода.
Вторая жизнь в качестве музея
В 1956 году «Д-2» была выведена из боевого состава флота, разоружена и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, получив обозначение «УТС-6».
Новая, музейная глава в её истории началась в 1989 году, когда правительство приняло решение создать мемориальный комплекс «Героям-подводникам ВОВ, учёным, конструкторам и судостроителям» на базе этой лодки. Проект был разработан в знаменитом бюро морской техники «ЦКБ МТ Рубин».
«Д-2» установили на вечную стоянку в Шкиперском протоке, недалеко от площади Морской Славы.
Торжественное открытие музейной экспозиции внутри подлодки состоялось в 1993 году.
Для удобства посетителей часть отсеков, например, аккумуляторный, были значительно переоборудованы. В них организовали просторную экспозицию, вход в которую осуществляется из специально пристроенного здания музея.
Давайте заглянем и в само музейное здание.
Здесь собрана обширная коллекция экспонатов, посвящённая военно-морской истории и флоту.
А также представлена большая подборка картин на морскую тематику.
И, конечно же, здесь установлена памятная табличка, посвящённая самой подводной лодке «Народоволец» и её экипажам.
Вот такой замечательный и исторически ценный экспонат сохранился для нас.
На этом наша экскурсия подходит к концу.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.
