Приветствую всех читателей! Когда речь заходит о ШЕРПе, у многих любителей активного отдыха и автомобильной техники сразу возникают вполне конкретные ассоциации. Эта машина за относительно короткое время успела стать настоящей легендой в мире внедорожников. И слово «внедорожник» здесь употребляется в самом прямом смысле — для ШЕРПа действительно нет преград: он уверенно чувствует себя в болотистой местности, глубокой грязи, на песчаных дюнах, в водной глади и даже на льду.
Мечта и реальность
Многие, наблюдая за видео основателя проекта Алексея Гарагашьяна, начинают грезить о таком вездеходе. Однако знакомство с ценником быстро возвращает к суровой действительности. Полностью укомплектованный технически продвинутый ШЕРП обойдётся минимум в 6 миллионов рублей. Для сравнения: на эти деньги в том же Нижнем Новгороде сегодня можно приобрести две полноценные квартиры.
Для большинства людей такая сумма кажется абсолютно неподъёмной. Тем не менее, проект живёт и развивается, регулярно пополняя модельный ряд. На данный момент в линейке представлены:
- Sherp Pro
- Sherp MAX
- Универсальный прицеп Sherp
- Специализированный прицеп для перевозки самого вездехода
Более того, уже появились специализированные ателье, которые занимаются глубокой доработкой и тюнингом этих машин, доводя их стоимость до сумм, которые обычному человеку даже сложно представить. И всё же покупатели находятся! В чём же заключается секрет такой популярности?
Почему аналоги не становятся конкурентами?
В интернете мне доводилось видеть как минимум две самостоятельные разработки, которые по ключевым ходовым характеристикам ничуть не уступают ШЕРПу. При этом средняя стоимость таких самодельных аналогов колеблется вокруг отметки в 500 тысяч рублей. Разница между 6 миллионами и полумиллионом — более чем ощутима.
Однако эти доступные варианты так и не смогли выйти на широкий рынок, оставшись в статусе качественных кустарных проектов и лишь виртуальными конкурентами сложившейся легенде. Интересно, что и сам ШЕРП мог бы остаться всего лишь прототипом из видеороликов, если бы не счастливый случай.
Роль случая в успехе
Один из ранних экземпляров вездехода приобрёл Владимир Школьник. Разглядев в машине серьёзный коммерческий потенциал, он организовал полноценное производство. В 2012 году для доведения концепции до уровня серийного изделия в Киеве было создано конструкторское бюро. На мой взгляд, Алексею Гарагашьяну в значительной степени повезло — его разработку вовремя заметили и дали ей необходимые ресурсы для развития.
Задумываюсь о том, сколько перспективных инженерных проектов так и остаются на стадии эскизов или опытных образцов, не имея финансовой возможности для дальнейшего продвижения.
Любому рынку для здорового развития необходима конкурентная среда, своеобразное соперничество. Пока же ШЕРП остаётся в своём сегменте в гордом одиночестве — заводских аналогов у него попросту нет. А как вы считаете, в чём заключается феномен этого вездехода?
