В своих исследованиях забытых страниц истории советской промышленности я хочу поделиться впечатлениями от посещения площадки завода УралТрансМаш. Та часть предприятия, что оказалась в самом сердце города, стала объектом моего внимания.
Сегодня я покажу архивные кадры, сделанные в заброшенных административно-бытовых корпусах и мастерских завода.
Важный момент: речь идет о закрытой территории действующего производства. Эти снимки были сделаны незадолго до сноса старых цехов. Сейчас на их месте возводят жилой комплекс «Екатерининский Парк».
Детали и мелочи
В таких зданиях обычно привлекают внимание не грандиозные конструкции, а мелкие детали. Масштаб здесь не впечатляет, зато интересных артефактов можно обнаружить предостаточно.
Например, здесь до отказа забиты стеллажи складских помещений. Огромное количество оборудования и расходных материалов. В лучшем случае все это добро отправится на переплавку, а в худшем — будет безжалостно перемешано с остальным строительным мусором в процессе сноса.
Ирония табличек и следы урагана
На стене висит табличка — «Цех высокой культуры производства». Сейчас эти заброшенные помещения совершенно не соответствуют этому гордому званию. Глядя на кабинеты и мастерские, складывается ощущение, что здесь пронесся ураган — все перевернуто с ног на голову.
Лишь в некоторых кабинетах угадываются следы былого заводского уюта. Но даже в таком состоянии мне удалось обнаружить несколько раритетных вещей, которые я с огромным удовольствием выкупил бы у завода (конечно, если бы сошлись в цене).
Например, ту самую табличку «Цех высокой культуры». Уверен, она в лучшем случае отправилась на металлолом. А я бы с гордостью повесил ее у себя в гараже.
Артефакты прошлого
В коридоре застыл автомат с газированной водой, а соседние кабинеты буквально завалены чертежами продукции, которую когда-то здесь выпускали.
Относительно целые помещения чередуются с явными «заброшками», которые, судя по всему, стояли в таком состоянии уже много лет. Не берусь утверждать наверняка, но, возможно, эта площадка давно не работала на полную мощность.
Судьба оборудования
От самих производственных помещений осталось совсем немного. В станках больше всего металла, поэтому они первыми попадают в поле зрения так называемых «металлистов». Их и распиливают в первую очередь.
Мне всегда казалось, что подобное оборудование выгоднее продать, но, возможно, территория продается сразу со всем содержимым, а новому собственнику оно совершенно не нужно.
Исторический контекст
Сам завод известен тем, что это единственное предприятие в России, которое продолжает выпускать самоходные артиллерийские установки. Например, с 1989 года «УралТрансМаш» производит свою первую самоходную гаубицу 2С19 «Мста-С».
Для производства этой САУ в городе Стерлитамак в советские годы был построен специализированный машиностроительный завод — к сожалению, это предприятие было уничтожено полностью. Мы уже рассказывали вам о нем.
Послесловие
Этот пост носит информационный характер. Мне хотелось бы обратить внимание на социальную составляющую: при сносе и демонтаже заводов огромное количество оборудования просто «пускается под нож».
Было бы здорово, если бы перед сносом устраивали торги, и можно было бы выкупить и спасти ликвидные станки или раритетные вещи. Конечно, еще лучше, когда заводы вообще не закрываются, но реальность, увы, такова.
Текст и фотографии Сергей Суворов для проекта NordSkif & Co
