Это судно стало первым в мире надводным кораблём с ядерной силовой установкой. Оно вошло в историю 3 декабря 1959 года в СССР, получив имя вождя революции Владимира Ленина. Его служба завершилась в 1989 году, а в 2005-м уникальный ледокол обрёл новую жизнь, превратившись в плавучий музей.
Рождение легенды
Работа над проектом этого инновационного судна велась в ЦКБ-15 с 1953 по 1955 годы. Уже в августе 1956-го на Адмиралтейском заводе в Ленинграде (тогда носившем имя судостроительного завода им. Андре Марти) состоялась торжественная закладка киля. Детали и сложные агрегаты для него поставлялись со всех уголков Советского Союза. Спуск на воду произошёл в 1957 году, после чего начался монтаж массивного оборудования, надстроек и сердца корабля — первой ядерной энергетической установки. Ею стала атомная паропроизводящая установка ОК-150, включавшая три реактора.
Реакторы были запущены 6 августа 1959 года, а 12 сентября ледокол под командованием своего первого капитана П. А. Пономарёва вышел на ходовые испытания. Всего через три месяца, в декабре, он был официально принят в эксплуатацию.
Габариты судна впечатляют: длина корпуса составляла 134 метра при ширине 27,6 метра и высоте 16 метров. Водоизмещение достигало 16 000 тонн.
Мощность силовой установки в 44 000 лошадиных сил позволяла развивать скорость до 18 узлов на чистой воде и около 2 узлов, прокладывая путь во льдах толщиной до двух метров.
Значение этого судна для страны было столь велико, что в 1991 году дату его спуска на воду объявили Днём атомного ледокольного флота.
Трудные страницы истории
Безусловно, этот мощный и уникальный для своего времени атомоход установил множество мировых рекордов и провёл через льды около 3700 судов. Однако в его биографии были и тревожные эпизоды, едва не приведшие к серьёзным радиационным авариям.
Первая крупная нештатная ситуация произошла в феврале 1965 года во время планового ремонта и перезарядки реакторов. По вине операторов активная зона одного из реакторов осталась без охлаждающей воды, что вызвало сильный перегрев и частичное разрушение 60% тепловыделяющих сборок. Повреждённый реакторный блок решили вырезать и заменить. Два года он хранился в специальном контейнере на берегу, а в 1967 году его затопили в заливе Цивольки у восточного побережья Новой Земли.
Вторая серьёзная авария случилась в том же 1967 году. После очередной загрузки свежего топлива была обнаружена неустранимая течь в трубопроводах третьего контура. Было принято радикальное решение: выгрузить топливо и утилизировать весь реакторный отсек. Его заполнили специальной затвердевающей смесью и также затопили в заливе Цивольки. Водолазы двое суток вырезали в днище ледокола проём и отделяли переборки. 19 сентября 1967 года с помощью подрыва патронов конструкция весом 3500 тонн отделилась от корпуса и затонула, о чём была сделана запись в судовом журнале. Между этими двумя крупными авариями случались и другие, менее значительные происшествия, включая пожары и поломки оборудования.
После этого судно отбуксировали в Кольский залив, где в ходе масштабной реконструкции установили новую, более совершенную энергетическую установку ОК-900 с двумя реакторами. В июне 1970 года обновлённый ледокол «Ленин» снова вступил в строй.
Экскурсия по интерьерам
А теперь давайте заглянем внутрь. Заранее прошу прощения за качество некоторых фотографий — освещение внутри корабля не всегда способствовало идеальной съёмке.
Первое, что поражает, — это роскошная отделка. Одна только парадная лестница является произведением искусства.
На стене висит памятная табличка с текстом указа 1974 года о награждении ледокола «Ленин» орденом Ленина.
Поднимаемся на ярус выше.
Здесь на стене красуется профиль Владимира Ильича.
Коридоры украшают различные декоративные элементы. Говорят, эту памятную доску моряки изготовили своими руками во время последнего плавания.
А этот просторный зал — кают-компания. Здесь команда проводила свободное время, здесь же зачитывались политинформации и проходили собрания.
Отделка зала, как и многих других помещений, выполнена с использованием ценных пород дерева: красного дерева, ореха, клёна, ясеня и капа (так называемого «птичьего глаза»).
Особый уют помещению придают такие вот шторки.
Поразительно, но почти всё здесь сохранилось в первозданном виде. Из общего антуража выбиваются лишь современные телевизоры и световые короба, добавленные для музейных нужд.
А этот олимпийский факел — подарок Олимпийского комитета. Это настоящий факел с эстафеты игр «Сочи-2014».
Судовая медицина
На борту был собственный медицинский блок, полностью автономный.
Хирургический кабинет. Здесь даже проводились операции, например, по удалению аппендикса.
Свой собственный рентген-аппарат.
Кабинет судового стоматолога.
И другие необходимые помещения.
Сердце корабля: пост энергетики
Проходим в пост энергетики и живучести — центральный пункт управления и контроля всеми системами ледокола.
За этим огромным пультом круглосуточно дежурили два оператора.
Здесь же несли вахту ещё три специалиста: начальник смены, оператор систем электродвижения и оператор, отвечавший за радиационную безопасность.
Интересный факт: чтобы ускорить ввод ледокола в строй в соревновании за первенство с США, на нём применили уже отработанные технологии и оборудование, аналогичные использованным на первой советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол».
Макет реактора в миниатюре.
Одно из двух смотровых окон для визуального наблюдения за работами в реакторном зале.
Стёкла очень мутные и невероятно толстые, вероятно, со свинцовыми включениями для защиты от радиации.
В реакторном зале изначально были установлены два ядерных реактора. Сейчас они демонтированы, а на их месте стоят точные макеты. Мощность каждого составляла 32,4 МВт.
Макет тепловыделяющего элемента (ТВЭЛа).
Каждая топливная сборка состояла из множества таких стержней. Именно эти сборки загружались в активную зону реакторов.
Машинное отделение и каюты
Спускаемся в машинное отделение, если его можно так назвать — масштабы поражают.
Один из турбогенераторов со снятым кожухом для наглядности. Всего таких турбин было четыре.
Теперь пройдёмся по жилым помещениям — каютам.
Каюта капитана.
И его же кабинет со столом для совещаний.
Вид из ходовой рубки в сторону кормы. Туда, к сожалению, не пускают. Кстати, в кормовой части была оборудована площадка для вертолёта ледовой разведки.
Мозг корабля: ходовой мостик
А теперь самое интересное — ходовой мостик, откуда управляли всем судном.
Ходовая рубка поражает своими размерами — она просто огромна.
Место рулевого, где установлен классический штурвал для управления курсом.
А с помощью этих рычагов осуществлялось сложное маневрирование во льдах, управление двигателями и винтами.
Похоже, это штурманская рубка.
А это — радиорубка. Говорят, здесь до сих пор иногда слышна морзянка из динамиков.
Обратите внимание на полукруглые шторки, которые закрывали иллюминаторы во время шторма или для светомаскировки.
Конечно, сейчас на современных ледоколах такая радиосвязь уже не используется, её заменили компьютеры и спутниковые системы.
Но здесь всё сохранено в точности так, как было во времена активной службы.
Современная жизнь музея
На ледоколе также есть большой интерактивный зал для пресс-конференций и мероприятий. Именно здесь перед началом экскурсии посетителям рассказывают об истории всего ледокольного флота СССР и России.
Проводят небольшие викторины и даже дают «поуправлять» ледоколом или подлодкой на специальных симуляторах.
На этом наша экскурсия подходит к концу. Если вам было интересно, подписывайтесь на наш канал. Спасибо за внимание и до новых встреч в других интересных местах!
