Заброшенное КБ в Кинешме: где создавали «народный» автомобиль «Тролль» для бедных и инвалидов

Во время одного из своих путешествий по России я оказался в городе Кинешма. Уже на подъезде к городу мое внимание привлекло обветшалое промышленное здание — как выяснилось, это завод «Автоагрегат». Он был создан в 1992 году на основе более старого Кинешемского завода «Автоагрегат», а корни предприятия уходят в 1967 год, когда здесь открыли Ивановский филиал московского АЗЛК.

Сегодня часть цехов сдана в аренду, и, говорят, там еще выпускают запчасти для старых автомобилей АЗЛК. Однако, по отзывам, качество этих деталей оставляет желать лучшего — их красят без должной подготовки, и иногда они буквально рассыпаются в руках.

Заброшенное конструкторское бюро

У главной проходной стоит заброшенный административно-бытовой корпус, который постепенно растаскивают на части. Любопытно, что именно на его первом этаже когда-то располагалось конструкторское бюро. Именно здесь инженеры разрабатывали автомобиль для малообеспеченных граждан и людей с ограниченными возможностями, который получил название «Кинешма», а в народе его прозвали «Тролль».

После распада Советского Союза перед конструкторами встала сложная задача адаптации к новым рыночным условиям. Экономическая ситуация в стране была тяжелой, многие люди не могли позволить себе даже подержанный ВАЗ. Именно тогда возникла идея создать по-настоящему народный автомобиль, который планировали продавать за символические 15–20 тысяч рублей.

На тот момент на рынке намечались лишь два потенциальных конкурента — ЗиЛ «Мишка», который так и не пошел в серию, и «ОКА». Кстати, двигатель от «ОКИ» использовали и для «Кинешмы», наряду с мотоциклетными моторами и даже силовыми агрегатами от импортных газонокосилок.

Первый прототип автомобиля представили в 1996 году. Внешне это была простая и угловатая конструкция, лишенная какого-либо дизайна и современных систем безопасности, мало чем отличавшаяся от советских «инвалидок».

Забвение и разруха

Сейчас заводские помещения сдаются в аренду, амбициозные проекты забыты, а территория напоминает зону запустения — повсюду хлам, следы разрушения и ветхость. На стенах еще можно разглядеть плакаты, которые когда-то украшали рабочие места инженеров.

Бывшая столовая полностью разорена — все ценное вывезено, остались лишь голые стены, запустение и ощущение безысходности.

На стене еще висит табличка с пожеланием приятного аппетита от повара — немой свидетель прошлой жизни этого места.

Раньше административный корпус соединялся с цехом крытым переходом, но теперь цех сдан под склад, а вход в него надежно заперт изнутри.

Общее состояние зданий ясно говорит о том, что сюда уже не вернутся люди, какие бы автомобили они здесь ни проектировали — удачные или провальные.

Последний свидетель амбиций

Удивительно, но на первом этаже до сих пор сохранился полноразмерный макет того самого автомобиля, выполненный из дерева и гипса. Он стоит в сыром, промозглом помещении и медленно разрушается под воздействием влаги и времени.

Судьба проекта была предопределена: за несколько лет опытного производства собрали всего 350 машин. Часть из них имела механическую коробку передач, а для водителей-инвалидов предлагалась версия с вариатором. В 2003 году программу окончательно свернули, сотрудников уволили, а производство остановили.

Сколько таких автомобилей дожило до наших дней — неизвестно. Такова печальная история «народного» автомобиля, который так и не стал по-настоящему массовым.

На стенах еще можно разглядеть старые эскизы различных модификаций «Кинешмы», но это уже лишь история несбывшихся надежд и нереализованных планов.

Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.