Шахта Камиока давно занимала верхние строчки в нашем списке самых интересных заброшенных мест. Это действительно уникальная локация, но её главный минус — огромная удалённость от Токио. Дорога туда оказалась настоящим испытанием.
Путь занял несколько часов на поезде, а затем предстоял выбор: либо два с половиной часа идти напрямую через горный лес, либо около семи километров ехать по серпантину наверх по асфальтированной дороге. Мы, разумеется, выбрали первый вариант, да ещё и ночью. В итоге мы добрались до цели, но больше повторять этот маршрут я бы не советовала. Гораздо разумнее и, возможно, даже быстрее, выбрать объезд по нормальной дороге.
И вот мы на месте. Огромный портал, в который мог бы въехать грузовик, был открыт. Внутри шахты гулко работали насосы, горел свет, но ни души вокруг. Всё сложилось именно так, как мы и рассчитывали, что было немного неожиданно.
Оставив основной рюкзак у входа, я взяла с собой только самое необходимое: штатив, камеру и фонари, и отправилась исследовать подземелья, борясь с накатывающей усталостью.
История кадмиевой шахты в Камиоке
Шахта Камиока расположена в одноимённом посёлке, который сегодня почти опустел. Всё началось более века назад, когда здесь обнаружили богатые залежи кадмиевой руды, что и стало причиной для строительства крупного рудника.
После его закрытия на поверхности открыли небольшую лабораторию для изучения нейтрино, но подавляющая часть подземных тоннелей и залов была заброшена и сейчас не используется.
Трагедия, вышедшая из недр
Активная добыча руды здесь стартовала в 1910 году, и уже спустя два года из горных глубин вырвалась беда, нашедшая своих первых жертв. К середине XX века загадочное заболевание приняло характер эпидемии. Жители шахтёрского посёлка страдали от недуга, который тогда был науке неизвестен. Как выяснилось позже, виной всему были соли кадмия, которые за долгие годы добычи пропитали почву и воду.
Болезнь позже получила название Итай-Итай, что дословно переводится как «больно-больно». Главным её проявлением было катастрофическое ослабление и ломкость костей.
Среди других осложнений — мучительный кашель, тяжёлая анемия и почечная недостаточность, которая в запущенных случаях чаще всего и приводила к смерти.
Экологическая цепная реакция
Отравление окружающей среды привело к массовой гибели рыбы в местной реке. Рис, который поливали этой водой, плохо рос. Кадмий и другие тяжёлые металлы накапливались в речной воде и иле. Эту же воду использовали для орошения полей, а ил — в качестве удобрения. Рис впитывал ядовитые вещества, которые затем попадали прямо на стол к местным жителям.
Когда население обратилось с жалобами к компании Mitsui Mining & Smelting Co, та построила отстойник для шахтных вод перед их сбросом в реку. Однако эта мера оказалась неэффективной, и люди продолжали болеть. Природу отравления долго не могли понять, и вплоть до 1946 года считалось, что это какая-то редкая бактериальная инфекция.
Долгий путь к истине
Медицинские исследования по поиску причины болезни начались только в 1940-х годах. Первоначально виновником считали отравление свинцом, который здесь тоже добывали. Лишь в 1955 году доктор Хагино и его коллеги впервые заподозрили кадмий.
Префектура Тояма начала собственное расследование в 1961 году и установила, что именно шахта Kamioka компании Mitsui Mining & Smelting ответственна за загрязнение, а наиболее пострадавшие районы находились в 30 километрах ниже по течению реки.
Официальное заявление министерства здравоохранения Японии о том, что болезнь Итай-Итай вызвана отравлением кадмием, было опубликовано только в 1968 году.
Победа над невидимым врагом
Снижение уровня кадмия в воде привело к тому, что новые случаи заболевания перестали регистрироваться. Болезнь удалось победить, не найдя лекарства, а устранив её коренную причину — загрязнение окружающей среды. В последние десятилетия не было зафиксировано ни одного нового случая Итай-Итай.
Краткое посещение шахты сегодня абсолютно безопасно. Здесь хорошая вентиляция и освещение. На самом деле, под землёй множество уровней и ходов, и чтобы всё осмотреть, нужны лишь энтузиазм и силы.
Выбравшись на поверхность, я пошла обратно уже по асфальтовой дороге. Через три часа я была в посёлке, откуда на местном автобусе добралась до железнодорожной станции, чтобы продолжить своё путешествие по Японии. Впереди меня ждало ещё много интересного!
Текст и фотографии Алёны «Biolena» для проекта NordSkif & Co
