Рядом с одним из мостов через горную реку Силинка, прямо в склоне, притаилась большая заброшенная штольня с названием «Придорожная». Она относится к руднику «Рахман», где когда-то добывали олово для Горно-Обогатительного Комбината «Солнечный». Забросили её в середине 2000-х годов, и с тех пор природа медленно возвращает себе эту территорию.
Примерная схема строения штольни до начала участка с деревянной крепью.
Мы обнаружили это место ещё несколько лет назад, весной. Тогда исследовать его не удалось: основной грузовой портал был намеренно взорван, а в ходке для людей нас встретила настоящая ледяная пробка. Лёд заполнял проход от пола до потолка на протяжении более сотни метров. Пришлось отложить планы и дождаться осени, в надежде, что к тому времени лёд растает.
Вот так выглядел основной портал весной.
А это он же, но уже осенью.
Завал из взорванной породы в основном портале.
У самого входа валялись старые изоляторы от троллея, датированные 1966 годом — немые свидетели прошлой активности.
Вход в ледяной мир
Примерно в пятидесяти метрах от грузового портала находился вход, которым пользовались горняки. Когда-то от него вёл крытый переход к техническим зданиям на поверхности, но от тех построек теперь не осталось и следа.
Весной этот проход был полностью забит льдом. Если бы мне тогда кто-то сказал, что мы всё же пройдём здесь осенью, я бы, наверное, не поверил. Но дальше сомнения отпали сами собой.
На дворе стояла середина сентября, но лёд так до конца и не растаял. Более того, с каждым нашим шагом вглубь штольни его уровень становился всё выше.
Людской ходок постепенно расширялся, но уровень льда неумолимо поднимался, буквально прижимая нас к потолку. Приходилось идти, согнувшись.
Продвигаясь дальше, мы вышли к бывшей посадочной площадке. Именно отсюда электровозы развозили горняков к их рабочим местам в недрах горы.
Намёрзший лёд образовал причудливые формы, похожие на волны застывшей реки. Ходить по такой неровной, скользкой поверхности было крайне неудобно — мы постоянно соскальзывали к стенкам штольни.
Нашлась и табличка от светового короба троллея — ещё один артефакт эпохи.
Конец льда и начало реки
Примерно через пару сотен метров лёд закончился так же внезапно, как и начался.
На смену ему пришла настоящая подземная река. Пробираясь вдоль неё, мы вышли к развилке. Здесь сходилась грузовая штольня со взорванным порталом и та, по которой пришли мы. Воздух здесь стал ощутимо теплее и влажнее.
Вид на развилку в обратную сторону. Слева — наш путь, справа — штольня, ведущая к завалу у портала.
Здесь, на стене, кто-то когда-то написал название штольни и самого рудника — «Придорожная», рудник «Рахман».
Далее шёл участок с выработанной породой, укреплённый бетонной крепью. Судя по всему, здесь когда-то размещались различные системы, агрегаты и склады.
Ещё одна развилка.
Постепенно воды становилось меньше, и на полу начали появляться шпалы от давно демонтированной узкоколейки.
Следы былой деятельности
По правой стороне штольни то и дело попадались ответвления и ниши, в которых, вероятно, стояло оборудование. На полу кое-где даже сохранились бетонные фундаменты.
А здесь остался лишь пустой каркас шкафа электрощита.
Небольшой участок голой горной породы. Судя по анкерам, вкрученным в камень, раньше он был укреплён металлической сеткой. После него снова начинался монолитный бетон. Справа виднелась ниша — вероятно, укрытие для взрывника.
Ещё одно ответвление вело в склад аммонала.
В переходе валялся шкаф, возможно, для хранения документации.
Вход в склад перекрывала массивная защитная дверь, которая теперь едва удерживала треснувший бетонный свод. Всё указывало на то, что на складе когда-то произошёл взрыв взрывчатых веществ.
Внутри виднелись ниши для хранения аммонала. На полу даже сохранились рельсы, а в конце штрека зиял завал из обрушенной при взрыве породы, похоронившей под собой не меньше половины склада.
Ответвление в вентиляционную выработку.
Здесь снова была голая порода, а сама выработка упиралась в завал у предполагаемого вентиляционного ствола.
Иногда на пути попадались старые, отслужившие своё шахтные самоспасатели.
Второй вход на склад ВВ. Здесь когда-то стояла такая же защитная дверь, но от неё ничего не осталось.
И снова очередная развилка. Здесь тоже были видны сохранившиеся рельсы узкоколейки.
Ещё один проём от защитной двери, только эта была заметно шире предыдущих.
Дальше вглубь горы
Мы вернулись в основную штольню и двинулись дальше, вглубь горы.
Бетонная крепь сменилась старой деревянной. Штольня уходила всё дальше, к основному рудному телу.
Дальше от громких звуков что-то начало осыпаться. Вся конструкция выглядела крайне ненадёжной и опасной для жизни. Рисковать мы не стали и решили повернуть обратно.
Вообще, рудники — одни из наших самых любимых объектов для исследования. Они привлекают своей масштабностью, историей и атмосферой. И эта вылазка под гору определённо того стоила. На этом наше путешествие закончилось.
Если вам было интересно, ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и группу «ВКонтакте», делитесь нашими статьями с друзьями. Спасибо за внимание и до новых встреч в других заброшенных местах!
