Приветствую всех, кому дорога история и монументальная архитектура прошлого. Сегодня мне захотелось рассказать об одном удивительном, но, к сожалению, утраченном проекте, который был свидетелем целой эпохи.
Начало пути: Николаевская дорога и её депо
Речь пойдёт о Круглом, или веерном, депо Николаевской железной дороги, которую сегодня мы знаем как Октябрьскую. Если вы когда-либо покупали билет с Ленинградского вокзала, то наверняка видели обозначение «Москва Окт» — это и есть отсылка к Октябрьской магистрали, наследнице той самой исторической дороги.
Дорога была построена по указу императора Николая I в середине XIX века, что и дало ей первоначальное название. В ходе постоянной модернизации вдоль трассы возводились уникальные круговые паровозные депо с поворотными механизмами. Всего их было построено девять, но до наших дней в более-менее целостном виде сохранились лишь единицы.
Уникальный проект Константина Тона
Наше повествование — об одном таком утраченном депо, автором проекта которого выступил знаменитый архитектор Константин Тон. Оно было возведено в 1851 году и с самого начала отличалось от других.
Как это часто бывает с памятниками индустриальной архитектуры, со временем депо оказалось заброшенным и забытым. Это ещё одна страница нашей истории, которая, казалось бы, безвозвратно канула в лету. Но так ли это на самом деле? Возможно, после прочтения у вас сложится своё мнение.
Из-за того что строили его у пруда, в проект пришлось внести коррективы. Здание поставили на высокий цоколь, а мастерские вынесли в отдельные постройки. Благодаря этому оно стало единственным в своём роде — полностью круглым, без привычных пристроек.
Отсутствие мастерских внутри позволило архитектору пойти дальше. На месте путей, которые в других депо вели в цеха, Тон разместил два дополнительных стойла для паровозов. В центре под куполом находился поворотный круг, который направлял локомотив в одно из 20 стойл — на два больше, чем в стандартных проектах.
Забвение и борьба за сохранение
К современной России депо подошло в сильно изменённом виде: исчез купол, появились межэтажные перекрытия, был достроен третий этаж. А в лихие 90-е здание и вовсе превратили в торговый рынок, окончательно исказив его исторический облик.
К началу 2000-х памятник архитектуры пребывал в плачевном состоянии, но худшее было впереди. В 2007 году возник проект по прокладке новых железнодорожных путей прямо через территорию депо. Городские власти обратились в МосКомНаследие с просьбой лишить здание статуса объекта культурного наследия, ссылаясь на аварийность, необходимость переноса и важность новых построек.
Началась долгая и сложная борьба. С одной стороны, активисты и защитники наследия искали способы сохранить уникальное здание, с другой — находились причины для его сноса. Противостояние различных структур затянулось на годы.
Конец эпохи: снос и трансформация
А потом случилось нечто странное. В начале 2013 года рынок внезапно расселили, и в опустевшем здании воцарилась звенящая тишина, полная неопределённости.
Вскоре в полу стали появляться первые пробоины, а во двор заехал экскаватор. Мы несколько дней приходили фотографировать процесс сноса, и каждый раз здание теряло новые фрагменты, обрастая дырами. В итоге от величественного депо остались лишь груды строительного мусора и каркас из несущих «рёбер».
Возрождение в новом качестве
Сложно однозначно сказать, что город в этой истории больше приобрёл или потерял. Большую часть исторического здания снесли, но архитекторы попытались воссоздать его первоначальный облик, вернув даже давно утраченный купол.
Если подвести итог, то депо было снесено, а затем отстроено заново. Раньше в нём был стихийный рынок, теперь — стилизованный книжный клуб. Это не реставрация, а скорее реконструкция с элементами новодела.
В итоге мы получили новое здание, которое лишь имитирует историческое. Хорошо это или плохо — вопрос открытый. Я воздержусь от категоричных оценок, но с интересом выслушаю ваше мнение в комментариях. Как вы считаете, такой исход можно считать удачным?
