История штабного вагона: от Николая II до Жукова

Мне хочется поделиться историей одного уникального вагона, который стал немым свидетелем ключевых событий нашей страны. Речь о частично бронированном штабном вагоне-салоне, который когда-то служил командующему Особой Краснознамённой Дальневосточной Армией, Маршалу Советского Союза Василию Константиновичу Блюхеру. Этот раритет, дошедший до нас ещё с дореволюционной эпохи, теперь занимает почётное место в военном музее Дальневосточного округа.

Вагон впечатляет своими параметрами: длина 21,5 метра при весе в 74,6 тонны. Он был построен в Ростове-на-Дону в 1915 году и изначально входил в состав поезда Ставки Верховного Главнокомандующего императора Николая II в годы Первой мировой войны. Интересно, что в той же войне участвовал и будущий маршал Блюхер — тогда ещё простой слесарь с Мытищинского завода, удостоенный за отвагу двух Георгиевских крестов.

Существует любопытная, хотя и не подтверждённая документально, легенда. Говорят, что именно в этот вагон был доставлен тот самый акт об отречении Николая II от престола, после чего бывшего императора под конвоем отправили в Петроград. Проверить эту историю сейчас сложно, но она добавляет вагону особую, почти мистическую ауру.

После Февральской революции жизненные пути Блюхера и этого вагона начали сходиться. В мае 1917 года Блюхер, уже активный участник революционных событий, перебрался в Самару. Там, по рекомендации В. В. Куйбышева, он занялся агитацией в 102-м запасном полку, был избран в полковой комитет и горсовет. С установлением советской власти его карьера пошла вверх: помощник комиссара гарнизона, начальник охраны революционного порядка, а затем участие в боях на Южном Урале и в Крыму. Эти события, безусловно, достойны отдельного рассказа, но сегодня наша история сосредоточена на Дальнем Востоке.

После революции 1917 года, когда страну охватила Гражданская война, вагон оказался на Дальнем Востоке. Он перешёл в распоряжение Военного министерства и командования Народно-револютельной армии Дальневосточной республики, которую как раз возглавлял военный министр Василий Блюхер.

Одержав победу в Гражданской войне, Блюхер отправился в Китай в качестве главного военного советника. Под его руководством части Красной Армии успешно отразили конфликт на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году. Именно тогда была сформирована Особая Краснознамённая Дальневосточная армия.

Василий Константинович Блюхер вошёл в историю не только как один из первых Маршалов Советского Союза, но и как первый кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды.

Поскольку вся его служба была неразрывно связана с Дальним Востоком, для удобства перемещений по обширному региону ему и был выделен этот самый вагон.

Однако его судьба трагически оборвалась. 22 октября 1938 года Блюхер с женой и братом были арестованы. Ордер подписал нарком Ежов. Арестованных разместили в разных купе его же служебного вагона и доставили в Москву на Лубянку. В камере №93 внутренней тюрьмы НКВД его подвергали жестоким допросам, семь из которых вёл лично Берия. 9 ноября 1938 года Блюхер скончался при невыясненных обстоятельствах. Уже посмертно, в марте 1939 года, его лишили звания и осудили за «шпионаж в пользу Японии».

Справедливость восторжествовала лишь в 1955 году, спустя два года после расстрела Берии. Комитет Партийного Контроля пересмотрел дело, и Маршал Блюхер был полностью реабилитирован, как и члены его семьи.

Но история вагона на этом не закончилась. В годы Великой Отечественной войны он отправился на запад, следуя за наступающими частями Красной Армии. Теперь он служил в качестве штабного вагона-салона другим прославленным полководцам: Маршалам Советского Союза Георгию Жукову, Константину Рокоссовскому и Ивану Баграмяну.

В 1945 году вагон вошёл в состав правительственного поезда, который доставил советскую делегацию в поверженную Германию для участия в Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 года). На этой конференции были окончательно закреплены итоги победы над нацизмом.

С 1976 года вагон был приписан к отдельной железнодорожной бригаде и использовался её командиром. Затем он вновь вернулся на Дальний Восток и с 1982 года базировался на станции Хабаровск-1, вероятно, выполняя функции мобильного пункта управления.

Весной 1987 года вагон занял своё законное место как главный экспонат окружного Военно-исторического музея в Хабаровске. Его транспортировка стала целой операцией: ночью, по центральной улице города, предварительно сняв троллейбусные провода, уникальный раритет на тягаче доставили к месту вечной стоянки.

Судя по всему, тележки у вагона были заменены в ходе длительной эксплуатации.

Внутри сохранились старые выключатели. Мне посчастливилось запечатлеть интерьер до ремонта, когда туда ещё не провели современное освещение, которое, на мой взгляд, немного нарушает историческую атмосферу.

Вдоль коридора развешаны информационные стенды со старыми фотографиями, которые помогают погрузиться в прошлое.

Внутри штабного вагона

Давайте заглянем внутрь. Первым делом осмотрим салон, расположенный в самом конце вагона. За шторкой на стене скрывается дверь, ведущая прямо в межвагонное пространство.

Именно здесь, в этом салоне, кипела вся основная штабная работа, принимались судьбоносные решения.

Жилые помещения

Теперь посмотрим на купе.

Двухместное купе оборудовано небольшим столиком и шкафчиками для личных вещей. Заметно, что верхняя полка значительно уже нижней.

Ещё одно двухместное купе, но уже более спартанское, без шкафчиков.

А это ванная комната, предназначенная для командующего. Попасть в неё можно было не только из коридора, но и из небольшого смежного рабочего кабинета.

Говорят, интерьер ванной пришлось восстанавливать практически с нуля, так как к моменту передачи вагона музею её состояние было плачевным.

Кухня, или буфетная, располагалась у самого тамбура вагона.

К сожалению, после войны часть оригинальной отделки и сантехники заменили на более современные, а позднее обновили и электропроводку. Тем не менее, даже эти предметам сегодня больше семидесяти лет.

На этом наша экскурсия подходит к концу.

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Спасибо за просмотр и до новых встреч.