Москва постоянно преподносит мне неожиданные встречи и истории. Однажды, прогуливаясь недалеко от Савеловского вокзала, я стал свидетелем напряженной сцены у проходной одного из предприятий. Несколько явно расстроенных рабочих что-то горячо обсуждали, размахивая какими-то бумагами и не стесняясь в выражениях. Прислушавшись, я понял, что это бывшие сотрудники Московского троллейбусного завода, только что уволенные и теперь вынужденные искать новую работу.
Первые признаки запустения
Спустя пару недель я снова оказался в тех краях. Картина радикально изменилась: проходная была пуста, охраны не наблюдалось. Забор со стороны железнодорожных путей изрешечен дырами, а по крыше цеха бегали подростки с баллончиками краски, оставляя свои граффити. Это был явный признак того, что предприятие опустело.
Мне стало интересно узнать историю этого места. Как выяснилось, завод ведет свою историю с 1944 года, начиная как небольшое кустарное производство по изготовлению запчастей для троллейбусов. Его дальнейшая судьба полна событий, но сейчас нас больше интересует его недавнее прошлое и печальный конец.
Эпоха перемен и собственного производства
С начала 2000-х годов завод кардинально поменял подход: вместо капитального ремонта старых машин перешел к полной замене кузова и основания. А в 2002 году началась модернизация троллейбусов модели ЗиУ-682, которым присваивался новый индекс — МТРЗ-6223. Уже той же осенью был создан первый полностью собственный троллейбус. Предприятие освоило серийный выпуск высокопольных машин большой вместимости, которые производились вплоть до 2006 года.
В 2010 году здесь разработали и выпустили в единственном экземпляре низкопольный троллейбус большого класса — МТРЗ-5238. Это была первая низкопольная модель завода. Машина успешно прошла все испытания и сертификацию, но, несмотря на слабую конкуренцию на рынке (фактически только «ТРОЛЗА», которая позже тоже закрылась), дело не пошло.
Конец эпохи
В 2013 году, в рамках оптимизации расходов «Мосгортранса», произошло объединение филиалов, а в июле того же года производство было окончательно остановлено. Оборудование демонтировали и, по слухам, пустили на металлолом. Работники оказались на улице, пополнив ряды безработных.
Прогулка по заброшенному заводу
Пробираясь по цехам и административным зданиям, я ощущал странное чувство. Прямо в центре современной Москвы застыла атмосфера советской эпохи. По всему было видно, что последними здесь трудились в основном люди старшего поколения. В актовом зале до сих пор сохранилось мозаичное панно с портретом Ленина.
Стены этого же зала украшают фотографии ветеранов труда, заслуженных работников, которых в итоге просто выгнали за ворота.
В одном из кабинетов валялись забытые книги почета. Похоже, имена, записанные в них, больше никому не нужны, и память об этих людях может быть утеряна навсегда.
Последним мы осмотрели ремонтный цех. Здесь когда-то перешивали сиденья и изготавливали таблички. Судя по оставшимся заготовкам, последней работой, вероятно, были таблички для ежегодного парада общественного транспорта.
Ходят слухи, что территорию и корпуса бывшего МТрЗ планировали использовать как ремонтную базу для коммунальной техники. Однако реальность, которую я увидел, совсем не соответствует этим планам. Завод мертв.
Благодарим Александра Сашенкова за предоставленные фотоматериалы специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Если тебе интересны истории заброшенных мест и индустриальное наследие, подписывайся на наш канал и следи за новыми публикациями.
