Среди рыболовов давно укоренилось мнение: чем больше в катушке подшипников, тем она лучше. И с этим трудно спорить, ведь именно шарикоподшипники отвечают за плавность и легкость хода, что напрямую влияет на удовольствие от процесса ловли. Катушка с качественными подшипниками работает тихо, без рывков и заметно меньше утомляет руку при длительной рыбалке.
Альтернативой служат втулки скольжения, или подшипники скольжения. Они дешевле и тоже выполняют свою функцию, но у них есть существенный недостаток — меньшая износостойкость. Со временем втулки быстрее разрабатываются, что приводит к появлению осевых люфтов. Катушка становится «расхлябанной», начинает греметь и вибрировать, хотя технически продолжает ловить рыбу. Комфорт, однако, при этом стремительно падает.
Иногда производители катушек, особенно в погоне за маркетинговыми цифрами, размещают подшипники довольно странно. Можно обнаружить, что в критически важном узле стоит простая втулка, а в месте, где достаточно одного подшипника, их установлено два. Такие нелогичные решения встречаются не только у бюджетных китайских моделей, но порой и у продукции уважаемых брендов.
Поэтому самый простой и надежный совет для покупателя, который не хочет глубоко вникать в устройство, — выбирать катушку с максимальным заявленным количеством подшипников. Так выше шанс, что они окажутся во всех необходимых местах.
На мой взгляд, оптимальной отправной точкой является формула «6+1». Цифра «1» здесь — это обязательный роликовый подшипник в механизме муфты обратного хода, который есть абсолютно в каждой современной безынерционной катушке.
Где же должны стоять эти шесть подшипников?
Давайте разберем по пунктам, в каких узлах подшипники наиболее важны.
1. Ось рукояти. Это, пожалуй, самый нагруженный узел в поперечном сечении. Идеально, если здесь стоят два подшипника — по одному с каждой стороны корпуса. Если вместо них установлены втулки, круглые отверстия довольно быстро разобьются в овал, и появится неприятный люфт ручки. К сожалению, на многих катушках, даже не самых дешевых, подшипники в этом месте отсутствуют.
2. Ведомая ось (ось главной шестерни). Здесь обязательно нужен хотя бы один подшипник. Люфт на этой оси ведет к неправильному зацеплению шестерен главной пары и их ускоренному износу. Хорошо, если их два, но и один отлично справляется со своей задачей.
3. Ось паразитной шестерни. Подшипник в этом месте — большое преимущество. Он обеспечивает лучшее и более плавное зацепление с ведущей шестерней, снижает износ и делает работу катушки тише и мягче.
4. Ротор катушки. Подшипник (или даже два) на оси ротора критически важен для его легкого и ровного вращения без биений. Он предотвращает появление люфта и «болтания» ротора со временем. Некоторые производители, например, в отдельных моделях Stinger Aggregate SF, устанавливают здесь сразу два подшипника для максимальной стабильности.
5. Ролик лесоукладывателя. Это, можно сказать, подшипник комфорта и сохранности вашей лески. Если ролик вращается туго или подклинивает, он начинает истирать леску, ухудшая ее прочность и дальность заброса. Проблема с этим узлом способна испортить всю рыбалку, поэтому качественный подшипник здесь — must-have.
Остальные места расположения подшипников можно считать опциональными, но очень желательными. Например, отлично, если один или два подшипника стоят в кнобе (рукоятке) — это тоже высоконагруженный узел. В катушках с бесконечным винтом (бесконечником) подшипник на этом механизме значительно улучшает работу. Интересно, что некоторые производители, даже такие как Shimano, на отдельных недешевых моделях экономят именно на этом узле, устанавливая втулку.
Если в катушке подшипников меньше, чем 6+1, это не приговор. Бывают рабочие модели с формулой 1+1 или 3+1, и люди на них успешно ловят. Все зависит от индивидуальной чувствительности и требований рыболова. Кто-то не обращает внимания на небольшие люфты или шум, и ему нет смысла переплачивать. Однако важно понимать: большее количество подшипников в ключевых узлах — это запас прочности, долговечности и гарантия того, что катушка дольше сохранит свой «как новый» ход. Так что в этом вопросе есть смысл проявить разумную привередливость.
Не забудьте подписаться на блог
