В конце ноября на официальном сайте «Российской газеты» появилась информация о том, что на заседании Правительства обсуждалась возможность объединения ряда контрольно-надзорных ведомств. Инициатором выступил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, который предложил пересмотреть их количество в рамках общей оптимизации госаппарата и так называемой «регуляторной гильотины».
Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал эту идею, и новость быстро разлетелась по СМИ, вызвав живой отклик у тех, кто связан с охраной и управлением природными ресурсами. В профессиональной среде сразу же возникли ожидания, что под объединение могут попасть Рыбоохрана, Охотнадзор, Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) и служба технического надзора за лодками.
Любопытно, что сведения о таких ожиданиях я получил напрямую от одного из потенциальных сотрудников этого будущего «суперведомства». Получается, что в Москве только начали обдумывать реформу, а на местах люди уже вовсю обсуждают грядущие перемены и их возможные последствия.
Потенциальные плюсы объединения
Не будучи экспертом по внутреннему устройству этих служб, я все же вижу несколько очевидных преимуществ такого слияния:
- Консолидация ресурсов. Объединится материально-техническая база: водный и наземный транспорт, оборудование, оружие и прочее. Это позволит удешевить и централизовать ее обслуживание. Любой специалист по хозяйственному обеспечению подтвердит, насколько это упрощает работу.
- Расширение полномочий. Каждый инспекторский экипаж сможет выполнять функции, которые раньше были разделены между разными ведомствами. Не придется вызывать «соседей» для решения смежных вопросов — все необходимые полномочия будут у одной команды. Это сэкономит время, горючее и повысит эффективность надзора: за день можно будет выявить больше нарушений, что увеличит собираемость штрафов и в целом усилит порядок.
- Возможный рост зарплат. Теоретически, после объединения и оптимизации фонда оплаты труда, доходы инспекторов могли бы стать выше. Конечно, это пока лишь предположение и робкое пожелание, но кто знает...
Уже этих трех пунктов достаточно, чтобы понять: в идеале реформа сулит сплошные выгоды. Однако практика, увы, не всегда соответствует благим замыслам. Наверняка не обойдется без перекосов и недоработок, о чем красноречиво напоминает известная фраза.
В шутку можно представить себе нового универсального инспектора:
С мешком в ночи я тихо к дому крался
(в мешке был мед, плотва и мертвый кроль),
Но, как назло, навстречу вдруг попался
Проклятый Рыбохотпчелоконтроль...
Что изменится для обычных людей?
Для тех, кто старается соблюдать правила охоты, рыбалки, пользования лодками и снастями, по большому счету, ничего. Как и сейчас, при незначительных нарушениях инспектор, скорее всего, ограничится предупреждением и разъяснением.
А вот злостным нарушителям придется несладко. Теперь один инспектор сможет фиксировать нарушения сразу в нескольких сферах. Протоколы станут весомее, собирать доказательную базу будет проще, и в итоге нарушитель получит по всей строгости закона. И это, на мой взгляд, главный положительный результат грядущих изменений.
Не забудьте подписаться на блог.
