Реформа надзорных органов: что ждет Рыбоохрану, Охотнадзор и ГИМС

В конце ноября на официальном сайте «Российской газеты» появилась информация о том, что на заседании Правительства обсуждалась возможность объединения ряда контрольно-надзорных ведомств. Инициатором выступил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, который предложил пересмотреть их количество в рамках общей оптимизации госаппарата и так называемой «регуляторной гильотины».

Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал эту идею, и новость быстро разлетелась по СМИ, вызвав живой отклик у тех, кто связан с охраной и управлением природными ресурсами. В профессиональной среде сразу же возникли ожидания, что под объединение могут попасть Рыбоохрана, Охотнадзор, Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) и служба технического надзора за лодками.

Любопытно, что сведения о таких ожиданиях я получил напрямую от одного из потенциальных сотрудников этого будущего «суперведомства». Получается, что в Москве только начали обдумывать реформу, а на местах люди уже вовсю обсуждают грядущие перемены и их возможные последствия.

Потенциальные плюсы объединения

Не будучи экспертом по внутреннему устройству этих служб, я все же вижу несколько очевидных преимуществ такого слияния:

  1. Консолидация ресурсов. Объединится материально-техническая база: водный и наземный транспорт, оборудование, оружие и прочее. Это позволит удешевить и централизовать ее обслуживание. Любой специалист по хозяйственному обеспечению подтвердит, насколько это упрощает работу.
  2. Расширение полномочий. Каждый инспекторский экипаж сможет выполнять функции, которые раньше были разделены между разными ведомствами. Не придется вызывать «соседей» для решения смежных вопросов — все необходимые полномочия будут у одной команды. Это сэкономит время, горючее и повысит эффективность надзора: за день можно будет выявить больше нарушений, что увеличит собираемость штрафов и в целом усилит порядок.
  3. Возможный рост зарплат. Теоретически, после объединения и оптимизации фонда оплаты труда, доходы инспекторов могли бы стать выше. Конечно, это пока лишь предположение и робкое пожелание, но кто знает...

Уже этих трех пунктов достаточно, чтобы понять: в идеале реформа сулит сплошные выгоды. Однако практика, увы, не всегда соответствует благим замыслам. Наверняка не обойдется без перекосов и недоработок, о чем красноречиво напоминает известная фраза.

В шутку можно представить себе нового универсального инспектора:

С мешком в ночи я тихо к дому крался
(в мешке был мед, плотва и мертвый кроль),
Но, как назло, навстречу вдруг попался
Проклятый Рыбохотпчелоконтроль...

Что изменится для обычных людей?

Для тех, кто старается соблюдать правила охоты, рыбалки, пользования лодками и снастями, по большому счету, ничего. Как и сейчас, при незначительных нарушениях инспектор, скорее всего, ограничится предупреждением и разъяснением.

А вот злостным нарушителям придется несладко. Теперь один инспектор сможет фиксировать нарушения сразу в нескольких сферах. Протоколы станут весомее, собирать доказательную базу будет проще, и в итоге нарушитель получит по всей строгости закона. И это, на мой взгляд, главный положительный результат грядущих изменений.

Не забудьте подписаться на блог.