Вместе со мной мы отправляемся на пункт захоронения радиоактивных отходов «Буряковка». Это место, куда свозили самую загрязнённую технику после аварии на Чернобыльской АЭС. Часть машин, излучавших сильнее всего, закопали в землю, а те, что «фонили» чуть меньше, оставили ржаветь под открытым небом. К сожалению, за годы многие образцы были разграблены — снято навесное оборудование, а сейчас даже целые БТРы увозят на металлолом. Но сегодня наша цель — не общая картина, а один конкретный экспонат: немецкий робот «Джокер».
Роботы-ликвидаторы
После взрыва на четвёртом энергоблоке для сброса радиоактивного графита с крыши реактора использовали различные дистанционно управляемые машины — роботы и даже переделанные луноходы. Они могли работать там, где уровень радиации был относительно низким, но в зонах с запредельным излучением электроника быстро выходила из строя, буквально «поджариваясь».
Одной из таких машин стал «Джокер». Его история оказалась короткой и печальной.
Несостоявшийся герой
Робота заказали в Германии, но при оформлении заказа советская сторона, как это часто бывало, существенно занизила данные о реальных уровнях радиации на объекте. В результате «Джокер» не получил достаточной защиты для электронных компонентов. Отправленный на крышу разрушенного реактора, он почти сразу же вышел из строя, застряв на куске графита.
Рядом с ним сейчас покоится советский робот СТР-1, созданный на базе лунохода. Интересно, что его корпус и многие детали выполнены из титана — металла, который лучше многих других переносит радиационное воздействие.
Этот луноход был одним из многих аппаратов, которые трудились на крыше четвёртого блока. В ходе ликвидации применяли как отечественные разработки, так и импортные аналоги. Ни одна машина не работала долго — условия были запредельно жёсткими. Впрочем, чернобыльская катастрофа стала мощным импульсом для развития робототехники, предназначенной для работы в экстремальных, в том числе техногенных, условиях.
На архивных снимках можно увидеть, как робот СТР-1 выполняет свою опасную работу на крыше энергоблока.
Встреча с легендой
А вот и сам «Джокер». Именно в районе этого трака, если верить истории, он и наехал на тот самый злополучный кусок графита. Видимо, после эвакуации робота пытались отмыть, но не слишком успешно: показания дозиметра в этой точке самые высокие — около 258 микрозивертов в час. Признаюсь, я ожидал увидеть куда более внушительные цифры, учитывая, где эта машина побывала.
А вот колесо соседнего лунохода показывает всего 28.3 мкЗв/ч. Похоже, его очистка прошла куда эффективнее.
Поскольку «Джокер» лежит на груде металлолома, его можно осмотреть со всех ракурсов, даже заглянуть под днище и изучить конструкцию подвески.
Титановые колёса лунохода и грубые сварные швы. За долгие годы под открытым небом металл покрылся патиной и теперь при солнечном свете красиво переливается.
Наша прогулка по этому мрачному «кладбищу техники» продолжается, но о других его обитателях я расскажу в следующий раз.
В завершение предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет, снятый на пункте захоронения радиоактивных отходов.
Материал подготовлен Максимом Майоровым специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые репортажи из забытых мест.
