Ещё со школьных уроков географии, разглядывая карту России, я не переставал задаваться вопросом: а что же там, на самом краю, на одном из причудливых «хвостов» острова Сахалин? Спустя годы этот детский интерес не угас, а лишь разгорелся. Я позвонил друзьям, купил билет на самолёт и отправился в долгожданное приключение.
«Евгений! Ты уже на рюкзаке сидишь? Я тебя встречаю, в Южном берем человека, едем в Холмск, перегрузим вещи и выдвигаемся в точку старта — утром 7-го старт уже по бездорожью».
Цель путешествия: Мыс Крильон
Мыс Крильон — самая южная точка не только одноимённого полуострова, но и всего Сахалина. Своё название он получил в честь французского военачальника Луи-Бальбеса де Крильона от другого знаменитого француза — мореплавателя Жана-Франсуа де Лаперуза. Мыс соединён с основной частью полуострова узким, высоким и обрывистым перешейком. С запада его омывают воды Японского моря, с востока — залив Анива Охотского моря, а с юга проходит пролив Лаперуза, отделяющий Сахалин от японского острова Хоккайдо.
Долгих восемь часов самолёт летел куда-то вдаль, к краю страны...
Дорога из Южно-Сахалинска в Холмск встретила нас не по-весеннему серым, ветреным, но не холодным небом. Ветер дул с такой невероятной силой, что, казалось, на нём можно было буквально «сидеть».
Собрав часть нашей экспедиции, мы наконец выдвинулись по маршруту к заветному мысу.
Дорога вдоль морского побережья постоянно менялась. Воздух был насыщен солёным, острым запахом моря-окияна с явной, узнаваемой ноткой йода.
Всё побережье изрезано множеством небольших речушек. Эта, например, называется Шестомой.
Испытания бездорожьем
Чтобы безопасно преодолеть водные преграды, на самых сложных участках мы выставляли штурманов. Без этого риск угодить в промоину или наскочить на скрытый под водой камень или ствол дерева был слишком велик. Одна ошибка — и машину могло запросто смыть в море. А там уж, как говорится, пиши пропало...
Вот и остров Коврижка. Почему «Коврижка» — загадка, но его так назвали. Говорят, раньше там было древнее поселение японских или китайских рыбаков. Странная теория, ведь ветер с моря продувает насквозь даже современную высокотехнологичную одежду, а древние люди ходили лишь в шкурах.
После Коврижки нас ждал долгий и изматывающий участок пути, покрытый выброшенной на берег морской капустой.
Морская капуста — это скользкая и остропахнущая субстанция.
Ехать по ней было невероятно тяжело и, мягко говоря, не очень приятно для обоняния. Длинные стебли наматывались на мосты, и машина буквально вязла в этом морском ковре.
Пройти этот участок в одиночку было невозможно. Спасала только слаженная командная работа и лебёдки с якорями.
А потом началась дорога, по которой можно было ехать часами, наслаждаясь пейзажами. Слева — поросшие лесом сопки, справа — бескрайний океан.
На этот, казалось бы, небольшой по километражу отрезок пути мы потратили целый день.
Стало смеркаться, и мы решили разбить лагерь, а заодно наловить свежей живности для ужина.
Следы истории и перемены в природе
Утро. Спустив давление в шинах для лучшей проходимости, мы подъехали к месту сбора остальной группы — к затонувшему транспорту «Либерти».
Этот корабль сел на мель ещё в 1944 году во время перевозки грузов по ленд-лизу в СССР. И с тех пор он так и лежит здесь, немой свидетель прошлой эпохи.
Все экипажи собрались, все были весёлые и довольные. Двигаемся дальше.
Впереди нас ждали перевал и распадок. Распадок — это долина между двумя сопками. Рельеф разный, и техника вождения на таких участках требовалась соответствующая.
Природа вокруг начала стремительно меняться, а температура воздуха — заметно повышаться.
Самыми проворными оказались «Джимники» на Suzuki Samurai — эти малыши, казалось, могли проехать везде, разве что подпрыгивать не умели! Многие дороги здесь были построены ещё японцами во время оккупации южной части острова.
А вот и заросли бамбука. Да-да, именно бамбука! Это растение — страшный сон для местных джиперов. Очень крепкое, гибкое и острое.
Оторвать рулевую сошку? Легко! Проколоть шину? Запросто...
На Сахалине всё имеет гигантские размеры! На острове не было ледникового периода, поэтому местная флора поражает своими масштабами по сравнению с аналогичными растениями, скажем, в средней полосе России. Если лопух, то огого какой!
На фото — Nissan Safari на 38-дюймовых колёсах. Оцените масштаб!
Так вышло, что мы первыми преодолели перевал и остановились на небольшой привал, чтобы перекусить.
А есть хотелось постоянно. Этому способствовали свежий тихоокеанский бриз и умопомрачительные запахи, доносившиеся из походных котелков.
А вокруг... Изумительная, кристальная свежесть... Ручьи с чистейшей, ледяной водой. На такой воде даже обычные пельмени приобретали какой-то божественный, неповторимый вкус!
— Как дела, Москва? =)
Ребята всё время старались меня накормить и всячески опекали. Огромное вам спасибо!
Финальный рывок к цели
Дождавшись отлива, мы поехали прямо вдоль линии океана. Это было феерическое зрелище.
Дизель тарахтит, что-то булькает и хлюпает под днищем, и ты уже не понимаешь — то ли едешь, то ли плывёшь...
Погода менялась с калейдоскопической скоростью. То темнело, то светлело, то начинался дождь, переходящий в снег... И вот, наконец!
Впереди показалась военная часть на самом мысе Крильон!
С погодой нам не очень повезло — солнце за всю экспедицию выглянуло от силы на пару часов.
Из-за этого пейзажи казались унылыми и однотонными.
Мы потихоньку приближались к конечной точке маршрута.
Помните старую песню?
А почта с пересадками
Летит с материка
До самой дальней гавани Союза,
Где я бросаю камешки
С крутого бережка
Далёкого пролива Лаперуза.
На фото ниже — те самые камешки и моя рука =)
И вот эти камешки полетели в воды пролива Лаперуза =)
Мечта детства — сбылась.
Мыс Крильон. Край земли.
Итоги путешествия
Сахалин — одно из тех мест, которые нужно посетить непременно. Причём желательно дважды: весной и летом, чтобы увидеть его в разном обличье.
Остатки былой военной инфраструктуры СССР. Чувство забвения и разрухи, витающее в некоторых местах. Но вместе с тем — невероятная, суровая и прекрасная природа. Сахалин оставляет смешанные, но сильные впечатления.
