Военный аэродром «10-й участок», также известный как «Калинка», был расформирован в 1998 году. На его территории в разное время базировались 301-й и 216-й истребительные авиационные полки, штаб 28-й истребительной авиационной дивизии, а также 26-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
Для начала я расскажу об истории авиаполков, которые здесь служили. Если вам не очень интересно читать подробный рассказ, просто пролистайте текст до фотографий — их будет много.
Аэродром «10-й участок» с взлётно-посадочной полосой № 047/227 длиной 2500 метров и шириной 40 метров оказался одним из первых, кто попал под сокращение. Это произошло после подписания договора о создании 100-километровой демилитаризованной зоны с Китаем и отводе войск от границы.
До своего расформирования здесь базировались авиаполки 28-й истребительной авиационной дивизии. Давайте вкратце вспомним их историю.
301-й ИАП, в.ч. 65383
301-й истребительный авиационный полк ведёт свою историю с 1940 года. Тогда на аэродроме «Бирофельд» в Еврейской автономной области началось формирование полка в составе 69-й смешанной авиационной дивизии ВВС. Изначально в него входили три эскадрильи самолётов И-16 и одна эскадрилья И-15бис. В 1941 году полк перешёл в состав 97-й смешанной авиационной дивизии.
В январе 1942 года первые три лётчика части отправились на фронт для участия в боях с немецко-фашистскими захватчиками. А уже в ноябре того же года полк, насчитывавший 27 экипажей, в полном составе выдвинулся на фронт под руководством своего командира, находясь в подчинении 254-й истребительной авиационной дивизии.
После окончания Великой Отечественной войны полк получил на вооружение новые самолёты Як-9, вернулся на Дальний Восток и в августе 1945 года принимал активное участие в разгроме войск милитаристской Японии, выполняя разнообразные боевые задачи. За отличия в этих боях личному составу была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина.
В 1948 году в полк поступили новые самолёты Як-11, а в 1953 году — МиГ-15, МиГ-17 и Р-63 «Аэрокобра».
В 1960 году полк перешёл в подчинение 29-й дивизии ПВО.
В 1962 году полк начал получать новые самолёты Су-9 и осваивать их. Пополнение лётным составом шло с аэродромов «Центральная Угловая» и «Переяславка».
Начало переучивания сложилось для полка трагически. Летом 1962 года при вынужденной посадке из-за остановки двигателя погиб пилот. В следующем году, сразу после взлёта, на высоте 500 метров отказал двигатель у ещё одной машины. Самолёт упал недалеко от аэродрома, образовав озеро, на дне которого долгое время можно было найти его останки. Пилот также погиб.
В 1968 году здесь начали строить арочные укрытия для самолётов, различные укрытия для личного состава, а также защищённый командный пункт. В 1972 году на аэродроме стартовала глубокая модернизация. На периоды ремонта ВПП в 1972 году и ремонта рулёжной дорожки, центральной заправочной и газовочной площадки в 1973 году полк временно базировался на аэродроме «Смирных» на острове Сахалин.
А с 1976 года 301-й ИАП получил на вооружение новые истребители МиГ-23М.
В 1981 году полк перешёл в состав 28-й истребительной авиационной дивизии, а с 1986 по 1989 годы входил в состав 8-го корпуса ПВО второго формирования.
В 1994 году полк был окончательно расформирован.
26-й гв. АПИБ
С 1968 года на аэродром был передислоцирован 26-й Гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
Свою историю он ведёт с 1938 года, когда на аэродроме «Горелово» в Ленинградском военном округе на основе 10-й отдельной истребительной авиаэскадрильи был сформирован 26-й истребительный авиационный полк, позже переподчинённый войскам ПВО.
В 1942 году за образцовое выполнение боевых задач, мужество и героизм личного состава приказом НКО СССР полку было присвоено почётное звание «Гвардейский». На тот момент на вооружении полка стояли самолёты «Харрикейн», И-16 и МиГ-3. Полк участвовал в обороне Ленинграда как специализированный полк ночных истребителей, а его 2-я эскадрилья носила имя Героя Советского Союза Д. Е. Оскаленко.
В 1943 году полк начал получать новые истребители «Спитфайр» Mk V, в 1944 году — Як-9, а в 1945 году — «Спитфайры» Mk IX, на которых были установлены опытные образцы аппаратуры телевизионной связи РД-1.
Интересный факт: с 1957 по 1960 годы в этом полку проходил службу будущий космонавт Герман Степанович Титов.
В 1961 году полк снова стал истребительным, затем был переформирован в истребительно-бомбардировочный и в начале 1970-х годов получил самолёты Су-7.
В 1972 и 1973 годах, на время ремонтных работ в ходе модернизации аэродрома, полк временно базировался на аэродроме «Переяславка».
В 1976 году он был снова переформирован и стал полком истребителей-бомбардировщиков, получив новые машины Су-17.
А с 1979 года полк начал получать новые самолёты Су-24 и стал именоваться 26-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком.
В 1989 году полк был расформирован.
216-й ИАП, в.ч. 27984
С 1988 года на аэродроме базировался 216-й истребительный авиационный полк на самолётах Су-27. Он был сформирован в 1986 году на аэродроме «Орловка».
К сожалению, мне не удалось найти ни одной качественной фотографии самолётов этого полка. Есть лишь стоп-кадр приземления из видео очень низкого качества.
Полк был расформирован в 1998 году.
582-й ИАП
С 1948 года на аэродроме также дислоцировался 582-й истребительный авиационный полк. Он был сформирован на аэродроме «Воздвиженка» из двух эскадрилий И-16 тип 10 и одной эскадрильи И-16 тип 17 в составе 70-й смешанной авиационной дивизии ВВС 25-й армии Дальневосточного фронта.
С 1948 по 1952 годы полк получил новые самолёты Ла-7, Р-63 «Кингкобра» и МиГ-15.
Однако здесь он задержался ненадолго и уже осенью 1950 года был передислоцирован на аэродром «Дэншахэ» в Китай. К сожалению, фотографий его пребывания на аэродроме «10-й участок» найти не удалось.
В мае 1992 года полк был выведен из состава 4-й Воздушной армии Советских Групп Войск на территорию России и расформирован на аэродроме «Смоленск-Северный».
После расформирования всех полков аэродром был заброшен и стал активно разграбляться местными жителями. Позже военные вернулись и заняли часть первой зоны аэродрома под свои нужды — об этом я расскажу в конце поста.
Сам гарнизон «10-й участок», ныне посёлок Калинка, мы специально не фотографировали, так как он состоит из самых обычных домов офицерского состава (ДОС) и других типовых гарнизонных построек.
Разве что взгляд зацепился за пару старых водонапорных башен.
И мы сразу направляемся в сторону аэродрома. Сколько раз мы его посещали начиная с 2003 года — просто не счесть. За это время у нас накопилось множество фотографий разных лет и разных сезонов. Правда, за все эти годы там практически ничего не изменилось.
У дороги, ближе к выезду из гарнизона, было небольшое овощехранилище. Раньше рядом была ещё и столовая, но местные жители разобрали её на строительные материалы.
А у самого выезда из гарнизона на аэродром располагалось здание бывшего штаба 28-й истребительной авиационной дивизии. Долгое время оно стояло законсервированным и абсолютно пустым — только окна и двери, и больше ничего.
И вот уже показались бугры укрытий для самолётов на аэродроме.
Мы выходим к первой группе арочных обсыпных сооружений типа 2А/13, в которых когда-то находились самолёты первой эскадрильи 301-го ИАП.
Такие укрытия были разработаны в 1960-х годах и предназначались для защиты авиатехники на аэродроме от поражающих факторов средств поражения противника (осколков и пуль), а также от неблагоприятных погодных условий.
Здесь их четыре, ещё тринадцать расположены чуть в стороне. Всего же на территории аэродрома таких укрытий было семьдесят.
Они перекрывались мощными распашными защитными воротами.
Которые перемещались на катках по направляющим рельсам, вмурованным в бетон, при помощи электромоторов.
На створках ворот до сих пор сохранились памятки для лётного состава.
Вокруг, в кустах, встречалось множество различных колёс от авиационной техники.
По бокам этих ангаров были предусмотрены дополнительные ниши для хранения инвентаря и оборудования.
Возле этой группы укрытий стояло небольшое здание. Сказать, что в нём было, сейчас уже сложно. Надеюсь, кто-то из служивших здесь прояснит этот момент.
Рядом со зданием располагалась какая-то памятная стела и небольшое подземное укрытие, оборудованное во время обострения отношений с Китаем.
Вентиляционное защитное устройство на воздухозаборнике датировано 1965 годом.
Далее наш путь лежит к укрытиям второй эскадрильи 301-го ИАП.
Точно такие же ангары.
Всего в этой группе их было двенадцать.
Они были разбиты на три группы по четыре укрытия. От каждой группы шли веерные рулёжные дорожки, которые затем смыкались в одну.
На некоторых укрытиях ворот уже не сохранилось. В начале 2000-х годов их активно срезали на металлолом местные жители. Ходил слух, что это прекратилось после того, как одна из створок упала на сборщиков металла, и те погибли.
В конце одной из групп находился пулеуловитель. Здесь когда-то пристреливали авиационные пушки самолётов.
Сам пулеуловитель используется до сих пор, но уже для выездных стрельб близлежащих воинских частей.
После таких стрельб часто остаются вскрытые цинки и гильзы, которые с удовольствием разбирает на сувениры местная детвора из посёлка.
Земля здесь просто нашпигована пулями за много лет. Стоит поворошить её ногой, как тут и там появляются стреляные пули.
Вообще, эта группа ангаров — наша любимая. Раньше у нас была ежегодная традиция жарить здесь шашлыки, которая поддерживалась много лет подряд.
Теперь пройдём к взлётно-посадочной полосе.
ВПП № 047/227 с бетонным покрытием длиной 2500 метров и шириной 40 метров.
По неподтверждённой информации, в 2007 или 2008 году на полосу приземлялись на несколько часов два истребителя для дозаправки перед дальнейшим перелётом в Комсомольск-на-Амуре.
После расформирования аэродрома здесь иногда устраивали заезды драг-рейсеры, а теперь проводят репетиции военных парадов.
Также часть полосы теперь использует малая авиация Федерации авиационного спорта Дальнего Востока, которая занимает часть укрытий с другого конца аэродрома.
Заглублённый командно-диспетчерский пункт, обустроенный после обострения отношений с Китаем и событий на острове Даманском.
Когда-то у этого металлического колпака были бронированные окна.
Один из входов в подземную часть.
А это была его наземная смотровая кабина СКП.
Различные укрытия для техники обеспечения и склады.
Здание штаба 301-го ИАП.
На одной из стен был нарисован вид на первую зону аэродрома, где находились стояночные места и ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) авиаполка.
