Хочу поделиться впечатлениями от своего визита на один из многих закрывшихся керамических заводов. За свою практику исследователя заброшенных мест я побывала уже на пяти подобных объектах, что, согласитесь, довольно много.
Почему закрываются такие производства?
Думаю, ответ лежит на поверхности. Вспомните, когда вы в последний раз покупали глиняный горшок или вазу? Скорее всего, в крупном сетевом магазине. А там товар обычно массовый, недорогой и часто импортный, преимущественно из Китая. Местные же производства не выдерживают конкуренции из-за дороговизны и сложности технологий, большого объёма ручного труда и не всегда актуального ассортимента.
Завод, о котором я рассказываю, стал для меня типичным примером такой печальной тенденции. Интересно, что здание было поделено: на первом этаже до сих пор работает мебельная фабрика, а два верхних этажа, где когда-то кипела жизнь керамического производства, теперь пустуют.
Именно наличие действующего арендатора на первом этаже, как мне кажется, спасло это место от полного разграбления и вандализма, которые часто сопровождают подобные «заброшки».
Что осталось внутри?
Сегодня первый этаж по-прежнему живёт своей рабочей жизнью. Второй, где когда-то лепили и обжигали изделия, и третий, служивший складом готовой продукции, погружены в тишину и забвение.
Ассортимент завода поражал разнообразием. Мастера создавали всё: от изящных чайных пар и кофейных чашечек до забавных фигурок людей и животных.
Попадались и довольно странные экспонаты, назначение которых я до конца не поняла. Например, эти причудливые кувшины или вазы.
А это, возможно, ёлочные игрушки? Смотреть на всё это заброшенное великолепие было одновременно интересно и грустно.
Количество заготовок, оставшихся на полках, красноречиво говорило о том, что когда-то здесь кипела работа, а продукция пользовалась спросом.
Особенно меня очаровали керамические совы, которые наверняка пришлись бы по душе поклонникам «Твин Пикса». Хотя загадка трёх ног у некоторых из них так и осталась неразгаданной.
Ещё одна находка, похожая на новогодний шар.
А это, кажется, подставка для пасхальных яиц или, может быть, солонка в форме яйца.
Я провела там несколько часов, с любопытством разглядывая каждую деталь. Самые интересные экземпляры запечатлены на фотографиях в этом отчёте.
Целые ряды ваз, которые вместо того, чтобы украшать чьи-то дома, медленно покрываются пылью на ветшающих полках.
Особенность керамических «забросок»
Заброшенные керамические заводы — это особый тип объектов. В отличие от многих других производств, где оборудование и продукцию растаскивают в первую очередь, здесь часто остаются материальные следы былого труда — сами изделия.
С одной стороны, жаль, что производство остановилось. С другой — если бы не эти оставшиеся «трофеи», смотреть здесь было бы не на что. Никаких грандиозных станков или архитектурных изысков тут нет. Вся ценность — в этих милых рукотворных вещицах: вазочках, чашках, игрушках и прочих диковинках.
Вот, например, на фото ниже — какие-то странные предметы, напоминающие неустойчивые чаши.
А здесь, на складе готовой продукции, можно было найти уже расписанные и полностью готовые к отправке в магазины изделия.
Это уже не первое подобное производство, которое я посетила. Были в моей практике и знаменитый Кузнецовский фарфор, и небольшой заброшенный заводик в деревне, о котором мы рассказывали ранее.
Увы, но факт налицо: массовое производство из Китая победило. Покупатель чаще голосует рублём за доступность. И вот вопрос к вам, дорогой читатель: вы бы предпочли купить уникальную, пусть и дорогую, вазу ручной работы с такой вот «заброшки» или выбрали бы фабричный вариант из «Поднебесной»?
Материал подготовила Алёна "Biolena" для NordSkif & Co
Следить за нашими новыми публикациями можно, подписавшись наканал в Яндекс.Дзенили вступив в нашугруппу ВКонтакте
