Прогулка по заброшенному керамическому заводу: находки и размышления

Хочу поделиться впечатлениями от своего визита на один из многих закрывшихся керамических заводов. За свою практику исследователя заброшенных мест я побывала уже на пяти подобных объектах, что, согласитесь, довольно много.

Почему закрываются такие производства?

Думаю, ответ лежит на поверхности. Вспомните, когда вы в последний раз покупали глиняный горшок или вазу? Скорее всего, в крупном сетевом магазине. А там товар обычно массовый, недорогой и часто импортный, преимущественно из Китая. Местные же производства не выдерживают конкуренции из-за дороговизны и сложности технологий, большого объёма ручного труда и не всегда актуального ассортимента.

Завод, о котором я рассказываю, стал для меня типичным примером такой печальной тенденции. Интересно, что здание было поделено: на первом этаже до сих пор работает мебельная фабрика, а два верхних этажа, где когда-то кипела жизнь керамического производства, теперь пустуют.

Именно наличие действующего арендатора на первом этаже, как мне кажется, спасло это место от полного разграбления и вандализма, которые часто сопровождают подобные «заброшки».

Что осталось внутри?

Сегодня первый этаж по-прежнему живёт своей рабочей жизнью. Второй, где когда-то лепили и обжигали изделия, и третий, служивший складом готовой продукции, погружены в тишину и забвение.

Ассортимент завода поражал разнообразием. Мастера создавали всё: от изящных чайных пар и кофейных чашечек до забавных фигурок людей и животных.

Попадались и довольно странные экспонаты, назначение которых я до конца не поняла. Например, эти причудливые кувшины или вазы.

А это, возможно, ёлочные игрушки? Смотреть на всё это заброшенное великолепие было одновременно интересно и грустно.

Количество заготовок, оставшихся на полках, красноречиво говорило о том, что когда-то здесь кипела работа, а продукция пользовалась спросом.

Особенно меня очаровали керамические совы, которые наверняка пришлись бы по душе поклонникам «Твин Пикса». Хотя загадка трёх ног у некоторых из них так и осталась неразгаданной.

Ещё одна находка, похожая на новогодний шар.

А это, кажется, подставка для пасхальных яиц или, может быть, солонка в форме яйца.

Я провела там несколько часов, с любопытством разглядывая каждую деталь. Самые интересные экземпляры запечатлены на фотографиях в этом отчёте.

Целые ряды ваз, которые вместо того, чтобы украшать чьи-то дома, медленно покрываются пылью на ветшающих полках.

Особенность керамических «забросок»

Заброшенные керамические заводы — это особый тип объектов. В отличие от многих других производств, где оборудование и продукцию растаскивают в первую очередь, здесь часто остаются материальные следы былого труда — сами изделия.

С одной стороны, жаль, что производство остановилось. С другой — если бы не эти оставшиеся «трофеи», смотреть здесь было бы не на что. Никаких грандиозных станков или архитектурных изысков тут нет. Вся ценность — в этих милых рукотворных вещицах: вазочках, чашках, игрушках и прочих диковинках.

Вот, например, на фото ниже — какие-то странные предметы, напоминающие неустойчивые чаши.

А здесь, на складе готовой продукции, можно было найти уже расписанные и полностью готовые к отправке в магазины изделия.

Это уже не первое подобное производство, которое я посетила. Были в моей практике и знаменитый Кузнецовский фарфор, и небольшой заброшенный заводик в деревне, о котором мы рассказывали ранее.

Увы, но факт налицо: массовое производство из Китая победило. Покупатель чаще голосует рублём за доступность. И вот вопрос к вам, дорогой читатель: вы бы предпочли купить уникальную, пусть и дорогую, вазу ручной работы с такой вот «заброшки» или выбрали бы фабричный вариант из «Поднебесной»?

Материал подготовила Алёна "Biolena" для NordSkif & Co

Следить за нашими новыми публикациями можно, подписавшись на
канал в Яндекс.Дзенили вступив в нашугруппу ВКонтакте