Сидя сейчас в Москве и листая фотографии с Мадагаскара, мне порой кажется, что всё это происходило не со мной. Такое часто бывает после возвращения из далёких странствий и экспедиций — реальность путешествия постепенно становится похожей на яркий, но немного размытый сон.
Наш транспорт и первая встреча с местной полицией
Нашим верным спутником стала Toyota Hilux седьмого поколения с механической коробкой передач, белого цвета, на дизельном топливе.
Местные дорожные полицейские, которых мы по-свойски прозвали «гайцами», во многом напоминают наших — тоже не прочь получить немного денег, но действуют при этом гораздо наивнее и прямолинейнее. Однажды с моим другом произошёл забавный случай. Он ехал на Toyota Hilux, у которой был установлен жесткий чехол на кузове. Его остановил полицейский.
— Бонжур, документы, пожалуйста.
Полицейский взял документы — все они были в идеальном порядке. Внимательно изучив аналог нашего техталона, он заявил:
— Мсье, вы нарушаете.
— В чём именно?
— Ну как же… Смотрите, что у вас написано в графе «тип кузова»?
— Пикап.
— А разве у вас сзади не стоит крышка на кузове?
— Стоит.
— Вот видите! — торжествующе произнёс наш «лемур в форме». — Если кузов закрывается, то это уже не пикап, а кабриолет! Вам нужно менять техталон, поэтому документы я изымаю. =)
Так мой друг и стал «мсье Кабриолетом» на весь день.
Дороги, оставшиеся в наследство от колонизаторов
Большая часть дорог на острове была построена ещё французами во времена колониального правления. После 1960 года, когда была провозглашена независимая Малагасийская Республика, строительство новых дорог и инфраструктуры практически прекратилось. Если бы проводился чемпионат мира по «ничегонеделанию» в этой сфере, малагасийцы, я уверен, заняли бы почётное первое место.
Центральная часть Мадагаскара оказалась изрезанной аккуратными рисовыми чеками — террасами, залитыми водой и засаженными ярко-салатовыми побегами молодого риса.
Частных автомобилей на дорогах очень мало. Основной способ передвижения для местных жителей — пешком.
Бывало, отъедешь от какой-нибудь деревни километров тридцать, по картам впереди абсолютно ничего нет, и вдруг — навстречу идут чистенькие, опрятные школьники. Куда и зачем — остаётся загадкой.
Особенности дорожного движения
Дорожная разметка, как и любые ограждения, в большинстве случаев отсутствует.
С наступлением темноты большинство дорог перекрывают или организуют движение колоннами. После заката — ты предоставлен сам себе. Делается это якобы для безопасности: если улетишь с дороги, тебя хотя бы найдут и вытащат.
Поэтому путешествовать по острову на автомобиле нужно с предельной осторожностью. Слететь с дороги можно в мгновение ока, особенно после дождя.
Во время тропических ливней часть дорожного полотна часто размывает, и оно становится очень скользким. Местные микроавтобусы («басики») постоянно съезжают в такие промоины. Вытаскивают их оттуда пассажиры других таких же «басиков». Всё это действие сопровождается всеобщим весельем и шутками. Малагасийцы в целом народ незлобивый и отзывчивый.
Меня удивляло, как дороги, построенные десятилетия назад, сохраняются в относительно нормальном состоянии.
В зимний сезон (который совпадает с нашим летом) на Мадагаскаре идут почти непрерывные проливные дожди. Размывает обочины, кюветы, но само полотно дороги держится удивительно хорошо.
Почти все дорожные знаки между городами сделаны из бетона. Малагасийцы, хоть и кажутся простодушными «душками», но если что-то можно открутить и утащить — они это сделают. Потом или в хозяйстве приспособят, или в соседней деревне продадут.
Люди и их быт
Чем дальше мы углублялись в центральные районы острова, тем заметнее менялись цвета и фасоны одежды у местных жителей. У каждого племени здесь свои цветовые предпочтения и традиции. Нам, посторонним, наряды женщин на фотографиях могут показаться пёстрыми и бессистемными, но это не так. Любой сельский житель с лёгкостью определит по одежде социальный статус и происхождение этих дам.
Правила дорожного движения? Какие правила?
С правилами дорожного движения проблем нет по простой причине — их практически не существует. Вопрос, кто кому уступает, решается по принципу «крутизны» автомобиля. Чем машина больше и солиднее, тем больше у неё привилегий на дороге.
О том, что пешеходам нужно уступать дорогу, здесь тоже не слышали. Хотя если ты белый турист, тебя, возможно, и пропустят — но это совсем не гарантировано.
Местный общественный транспорт
Самый популярный вид общественного транспорта на Мадагаскаре — такси-бруси (taxi-brousse). Это микроавтобусы, в которые набивается по 25 человек (а иногда и больше). Отправляются они только тогда, когда все места будут заняты до отказа.
А это ещё один вид «автобуса». Старый, видавший виды грузовик, в кузове которого установлены скамейки, а на крыше сооружают некое подобие багажника. Такие «автобусы» носятся между деревнями при полной загрузке с бешеной скоростью.
Заправки здесь такие же, как и везде в мире. Но нужно сразу научиться отгонять местных детей. Если по незнанию дать одному конфетку (они называют это «кадо» — подарок), через минуту машину облепит с десяток гомонящих малышей. Сначала это кажется забавным, но быстро начинает раздражать. Когда машина отъезжает от заправки, они могут бросаться под колёса, висеть на подножках. За вещами тоже нужно следить внимательно. Средняя цена литра дизеля на острове — около 60 рублей.
Отключения электричества на Мадагаскаре — дело обычное. Страна бедная, энергия дорогая. Когда заправка обесточена, топливо качают ручным насосом. Но что меня не переставало удивлять — всё и все делают это с неизменной улыбкой =)
А это — местный фермер. Сразу видно, что жизнь у человека сложилась просто прекрасно. И это не шутка.
Мадагаскарская степь. Можно ехать часами, а пейзаж остаётся практически неизменным. Иногда навстречу попадаются старые французские автомобили — их здесь огромное количество. Но если у тебя Toyota (любая модель) — ты настоящий «король дороги», и «все девки твои», как шутят местные.
Философия «Мора-Мора»
На Мадагаскаре есть прекрасный термин «Мора-Мора». Он означает «тихо-тихо», «не спеша», «потихоньку». Ездят они точно так же — мора-мора. Здесь нет «гонщиков» и «уличных гонок». Если врезался, чинить машину придётся всей деревней, а денег на запчасти нет. Поэтому — мора-мора =)
Поначалу этот неторопливый ритм раздражает, но потом ты постепенно расслабляешься и входишь в их особый, созерцательный ритм жизни.
Итоги путешествия
Путешествие на автомобиле по Мадагаскару стало для меня одним из самых ярких событий в жизни. Огромные тараканы, хамелеоны, снующие повсюду как наши дворовые кошки, величественные баобабы вместо привычных деревьев — всё это оставляет в душе неизгладимый след.
Спасибо, что прочитали мои заметки.
Понравилась статья? — Подписывайтесь на канал «Промышленного туриста»! ?
