Сижу сейчас в Москве, листаю фотографии с Мадагаскара, и кажется, будто это сон. Такое часто бывает после долгих и далёких экспедиций — реальность поездки отдаляется, становится почти невероятной. Но воспоминания — вот они, живые и яркие.
Наш транспорт и первая встреча с местной полицией
Наше путешествие проходило на белом Toyota Hilux седьмого поколения, с дизельным двигателем и механической коробкой передач — надёжном и выносливом спутнике по островным дорогам.
Местные дорожные полицейские, или, как мы их тут же окрестили, «гаишники», во многом напоминают наших. Желание получить «неформальное вознаграждение» присутствует, но подход куда более наивный и даже трогательный. Однажды моего друга остановил такой служитель порядка.
- Bonjour, документы, пожалуйста.
Документы были в идеальном состоянии. Полицейский долго изучал аналог нашего техталона и наконец изрёк:
- Мсье, вы нарушаете.
- В чём же дело?
- Смотрите, — сказал он, — что у вас написано в графе «тип кузова»?
- Пикап.
- А разве у вас сзади не стоит крышка на кузове?
- Стоит.
- Вот видите! — торжествующе заключил наш лемур в форме. — Если кузов закрывается, то это уже не пикап, а кабриолет! Вам нужно менять документы, поэтому я их изымаю. =)
Так мой друг и получил почётное прозвище «мсье Кабриолет» на всё оставшееся путешествие.
Дороги, которые помнят колониальную эпоху
Основная сеть дорог на острове — наследие французских колонизаторов. После обретения независимости в 1960 году строительство новой инфраструктуры практически остановилось. Если бы проводился чемпионат мира по искусству ничего-не-делания, малагасийцы, я уверен, взяли бы золото.
Центральная часть острова поразила своими ландшафтами: она вся изрезана на аккуратные, будто нарисованные, рисовые чеки. Ярко-салатовая рассада молодого риса создавала невероятный контраст с красной землёй.
Частных автомобилей на дорогах очень мало. Основной способ передвижения для местных — пеший. Порой, отъехав от деревни километров тридцать, в абсолютной глуши, мы встречали опрятных школьников, идущих неизвестно откуда и непонятно куда.
Особенности дорожного движения
О дорожной разметке или каких-либо ограждениях здесь, в большинстве своём, только слышали. Дорога — это просто направление.
С наступлением темноты большинство трасс перекрывают или организуют конвои. Это делается ради безопасности: если кто-то съедет в кювет, помощь будет рядом. После заката — ты предоставлен сам себе.
Путешествовать на машине нужно с предельной осторожностью. Слететь с дороги, особенно после дождя, — проще простого.
Тропические ливни часто размывают покрытие. Местные микроавтобусы («басики») то и дело застревают в промоинах. Вытаскивают их всем миром, с шутками и смехом. Малагасийцы в целом очень отзывчивый и незлобивый народ.
Что удивило: прочность дорог и бетонные знаки
Меня поразило, как дороги, построенные десятилетия назад, сохраняются в относительно нормальном состоянии. В сезон дождей (который совпадает с нашим летом) размывает обочины, но само полотно держится стойко.
99% дорожных знаков между городами — бетонные. Местные жители, хоть и «душки», но если что-то можно открутить и приспособить в хозяйстве — они это сделают. Бетон же не унесёшь.
Люди, племена и неписаные правила
Чем дальше вглубь острова, тем заметнее менялись цвета и фасоны одежды у людей. У каждого племени свои традиционные расцветки. Нам их наряды кажутся пёстрыми и бессистемными, но любой местный житель сходу определит по ним социальный статус человека.
С официальными ПДД тут напряжёнка, потому что их, по сути, и нет. Главное правило дорожного движения — право сильного. Чем больше и круче твоя машина, тем больше у тебя привилегий. О том, чтобы пропускать пешеходов, многие и не слышали. Хотя белого человека иногда могут и пропустить, но это не правило, а редкая любезность.
Местный транспорт: такси-бруси и «ужаленные» автобусы
Самый популярный общественный транспорт — такси-бруси (taxi-brousse). Это микроавтобусы, в которые набивается минимум 25 человек (а часто и больше). Отправляются они только тогда, когда не остаётся ни одного свободного сантиметра.
Есть и другой вид: старые грузовики, в кузовах которых установлены скамейки, а на крыше — импровизированный багажник. Это официально считается автобусом. Эти «монстры» носятся между деревнями с полной загрузкой, будто за ними гонятся.
Вон они, эти супостаты, на подходе (слева на фото).
Заправки, дети и философия «Мора-Мора»
Заправки здесь, в общем-то, как везде в мире. Но есть нюанс: нужно сразу учиться твёрдо, но без злобы, отгонять местных детей. Если по незнанию дать одному конфетку («кадо» — подарок), через минуту машину облепит с десяток весёлых ребятишек. Сначала это забавно, потом начинает раздражать. Они могут бросаться под колёса, висеть на авто, так что за вещами нужен глаз да глаз. Литр дизеля стоит в среднем около 60 рублей.
Отключения электричества — обычное дело. Когда на заправке нет света, топливо качают ручным насосом. Но что меня не переставало удивлять — всё делается с неизменной улыбкой.
Вот, например, местный фермер. Сразу видно, что жизнь у человека сложилась прекрасно. И это не шутка.
Мадагаскарская степь. Можно ехать часами, и пейзаж не будет меняться. Иногда навстречу попадаются старые французские автомобили, которых здесь огромное количество. Но если у тебя Toyota (любая!), то ты — безусловный «король дороги».
Здесь есть ключевое понятие — «Мора-Мора». Оно означает «тихо-тихо», «не спеша». Так же они и ездят. Нет тут лихачей и гонщиков. Если разбить машину, чинить её придётся всей деревней, а денег нет. Поэтому — мора-мора.
Поначалу этот ритм раздражает, но потом ты расслабляешься и погружаешься в их особый, созерцательный образ жизни.
Совершенно бесполезное, но интересное знание: хамелеоны на Мадагаскаре распространены так же, как у нас кошки. Они висят на деревьях, цепляясь длинными хвостами. Иногда их сдувает ветром, и они разбиваются. Мёртвый хамелеон — серого цвета. Мало ли, пригодится.
Итоги путешествия
Путешествие на автомобиле по Мадагаскару стало одним из самых ярких событий в моей жизни. Огромные тараканы, хамелеоны вместо кошек, величественные баобабы вместо привычных деревьев — всё это оставляет неизгладимый след в памяти.
Спасибо, что проехали этот путь вместе со мной.
Понравилась история? — Подписывайтесь на канал «Промышленного туриста»! ?
