Эур: Застывшая утопия Муссолини в сердце Рима

Всякий раз, когда я натыкаюсь на упоминания о римском районе Эур, в описаниях неизменно всплывают два клише: «другой Рим» и «фашистский Рим». И это не случайно — это, пожалуй, самый нехарактерный и поразительный уголок Вечного города. Его история началась в 1939 году по воле Бенито Муссолини, который задумал возвести грандиозный комплекс к Всемирной выставке 1942 года. У дуче были поистине имперские амбиции: расширить границы Рима до самого Тирренского моря. Однако этим планам не суждено было сбыться. Строительство квартала Эур растянулось на десятилетия и было окончательно завершено лишь к Олимпийским играм 1960 года, причем проект претерпел значительные сокращения и изменения. Но даже то, что удалось воплотить, позволяет оценить колоссальный размах первоначальной идеи.

Последние полгода меня буквально преследовал образ «Квадратного Колизея» — Палаццо делла Чивильта дель Лаворо (Дворца труда). Его изображение даже стало заставкой на моем компьютере. И когда я въезжала в Рим, это сооружение оказалось одним из первых, что бросилось в глаза. Позже я специально отправилась на прогулку по этому району и открыла для себя множество интереснейших объектов. Как большой поклонник современной архитектуры, я просто не могла упустить такую возможность.

История итальянского народа, высеченная в камне

Стоит только выйти на главную магистраль района, как сразу ощущаешь размах замысла. Проспекты невероятно широки, планировка строго геометрична, подчинена прямым углам. Поражает обилие монументальных колоннад, чистота линий, множество барельефов и скульптур. Здесь безраздельно царят рационализм и имперский масштаб.

Сегодня первоначальный замысел несколько затерялся среди более поздней застройки. Но все же можно представить, чего хотел достичь Муссолини: создать архитектуру колоссальных размеров, в которой читалось бы наследие античности, но при этом ощущались бы новые, современные веяния. Архитекторам удалось воплотить эту идею, и даже жаль, что район так и не был достроен в соответствии с первоначальным грандиозным проектом.

Композиционным центром района является площадь с обелиском, посвященным Гульельмо Маркони. Это тринадцатый и пока последний по времени установки обелиск Рима. Для его создания потребовалось двенадцать плит каррарского мрамора. Изображения на нем, разумеется, прославляют новую Италию. Точно так же барельефы и скульптуры по всему району воспевают «новую, лучшую жизнь» и «нового человека». Все это удивительным образом перекликается с архитектурой и монументальным искусством нацистской Германии (у меня невольно всплывали в памяти образы Мюнхена) и сталинского СССР. Невероятно интересно наблюдать эти общие корни и сходную идеологическую подоплеку, выраженную в камне.

Осмотрев несколько зданий, я направилась к главной цели — Дворцу труда, тому самому «Квадратному Колизею». Он действительно бесподобен. Пожалуй, даже античный Колизей не производит столь сильного впечатления своей формой. На фронтоне здания высечена надпись: «Народ поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, учёных, мореплавателей и путешественников». Это, конечно, о итальянцах.

Сооружение поражает своей лаконичностью, строгостью линий и некоей монументальной нецелесообразностью. Значительная часть внутренних площадей пустует. Да и во многих зданиях района долгое время не могли найти практического применения. Часть из них отдали под музеи, часть — под офисы. В самом «Квадратном Колизее» сейчас располагается штаб-квартира модного дома Fendi.

Я долго бродила под его могучими арками и вокруг всего здания. Оно невероятно фотогенично и стоит необычайно эффектно. Арки украшены скульптурами откровенно идеологического содержания. Все это сильно напомнило мне нашу ВДНХ: тот же грандиозный размах, та же идеологическая наполненность, то же стремление произвести впечатление. Насмотревшись вдоволь, я двинулась дальше. В этом районе меня ждал еще один объект, который я очень хотела увидеть.

Собор Петра и Павла: новая святыня

Следующей моей целью стал собор Святых Петра и Павла. Он также проектировался по заказу Муссолини, и его строительство началось в том же 1939 году. На время войны работы были заморожены, и завершили возведение храма только к 1955 году. Этот собор явно должен был стать новым духовным оплотом для «новой Италии», и по многим параметрам он словно соревнуется с собором Святого Петра в Ватикане.

Собор производит грандиозное впечатление. Для него выбрана самая высокая точка района, а к церкви ведет широкая прямая улица, что придает дополнительную торжественность встрече с этим сооружением. Внешние стены украшены барельефами, но в целом здание очень лаконично и выстроено из красивого камня. Внутри потрясает огромный купол, который невольно заставляет вспомнить римский Пантеон, хотя масштабы, конечно, скромнее.

Оформление интерьера очень модернистское и необычное. В день моего визита в церкви как раз проходила церемония награждения выпускников воскресной школы. Было многолюдно, поэтому свободно ходить и фотографировать оказалось неудобно. Но удивиться и восхититься этим уникальным пространством я успела сполна.

Так что Рим не перестает удивлять, в нем действительно есть всё. Гуляя по кварталу Эур, порой совершенно забываешь, что находишься в Вечном городе. Думаю, именно этого Муссолини и хотел — преодолеть славу Древнего Рима, создав нечто принципиально новое. И в границах этого отдельно взятого района ему это, пожалуй, удалось.

Понравилась статья? Тогда не пожалейте ?лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые материалы. Вас не будут беспокоить никакие оповещения, а просто в ленте станут появляться мои публикации.

Читайте и другие мои рассказы:

370 тысяч шагов по Италии: мой маршрутРим или Венеция: что лучше выбрать?Джелато-чоколато: ода итальянскому мороженому

Желаю всем удачных путешествий! Спасибо за внимание!