Меня пригласили на экскурсию по Арзамасскому машиностроительному заводу, чтобы своими глазами увидеть, как создаются бронетранспортёры. Я согласился и отправился в путь, даже не подозревая, насколько сильное впечатление на меня произведёт этот визит.
Первое впечатление и цех
Вблизи БТР оказался не просто утилитарной машиной, а произведением инженерного искусства — с идеальными пропорциями и суровой, почти животной эстетикой. Это концентрация чистой функциональности, облачённая в форму, напоминающую мощь и пластику крокодила.
Пройдя в сборочный цех, я увидел ряды голых корпусов, которые здесь называют «гондолами». Они прибывают уже готовыми — сварными, окрашенными, с частично смонтированной проводкой и элементами подвески — из города Выкса, что неподалёку.
Шиномонтаж: сила ручного труда
Одним из первых процессов, который меня поразил, стал шиномонтаж. Огромные покрышки натягивают на диски вручную, без помощи сложных автоматических станков. Это физически тяжёлая и кропотливая работа.
_
Для меня осталось загадкой, почему при таких объёмах производства не внедряются решения, облегчающие труд людей. Сложно представить, каково это — целый день перемещать эти массивные колёса в сборе, прикладывая纯粹 физическую силу.
После того как колёса были надёжно прикручены, корпуса машин устанавливали на сборочный конвейер.
Конвейер: царство ручного труда
Внутри корпуса рабочие прокладывали трубопроводы и устанавливали приборные панели. Сам конвейерный процесс поражал почти полным отсутствием автоматизации. Никаких роботов-манипуляторов, всё делалось человеческими руками.
Не было видно даже пневматических линий для подачи сжатого воздуха, а значит, и привычного пневмоинструмента. Единственное механизированное приспособление, которое я заметил, — это тяжёлый электрический ударный гайковёрт для откручивания колёсных гаек.
Однако за каждой операцией и каждой деталью велся жёсткий, почти дотошный контроль — как визуальный, так и с помощью простого молотка (простукивание на предмет качества сварки). Возможно, именно такой подход, где человек отвечает за каждый этап, и обеспечивает крайне низкий процент брака и рекламаций.
Секреты и особенности
БТР — это полностью герметичная машина, изолированная от воды и газов. На одной из фотографий — дверь, оснащённая специальным газоанализатором.
Естественно, на военном предприятии за съёмкой установлен строжайший контроль, поэтому многие «секретные штуки» остались за кадром.
Конвейер устроен так, что машины сами не едут — под ними движется лента с опорами, перемещая их от одной рабочей станции к другой.
Сердце машины
В качестве силовой установки используются мотор и КПП от КАМАЗа. Двигатель оснащён двумя турбинами, каждая из которых подаёт воздух в свой сектор. Топливный насос высокого давления — механический, без сложной электроники и требований к экологическим стандартам «Евро».
Машины с уже установленными двигателями и коробками передач.
Отладка и доводка
Отдельный цех посвящён тонкой настройке и регулировке всех систем. Здесь же в машины заливают рабочие жидкости — масло, топливо, охлаждающую жидкость. Всё это подвозят на обычных ручных тележках.
Индивидуальный подход
Далее машины получают оснащение в соответствии с заказом. Обсуждается даже материал внутренней отделки — уровень кастомизации заставляет вспомнить о люксовых автомобилях. У базового БТРа и так множество модификаций: плавающие и не плавающие, машины связи, командно-штабные (с «подиумом» вместо башни) и даже пикапы.
Разные модификации машин, стоящие в цеху.
Камуфляжная окраска — тоже ручная работа. Каждый рисунок уникален, нет двух абсолютно одинаковых машин.
Испытания: проверка на прочность
Каждая готовая машина проходит обязательный испытательный марш. Сначала 100 километров с заводским водителем-испытателем, затем ещё 50 км — с представителем заказчика. И только если за это время ничего не отвалилось и не сломалось, изделие считается принятым.
Каждая машина проходит финальную приёмку представителем заказчика.
Частью испытаний для плавающих модификаций является бассейн. И да, БТР действительно плавает! Конечно, это не скоростной катер, но и не «Титаник». Он уверенно держится на воде и даже кренится в поворотах, как настоящее судно.
Выход из воды — зрелище очень эффектное, демонстрирующее мощь и проходимость машины.
После марша машины ЕЩЁ РАЗ загоняют на государственную приёмку. Там проверяют абсолютно всё, до последней гайки.
Ходовой полигон
Мы погрузились в микроавтобус и отправились на заводской полигон, куда следом выехал только что испытанный БТР.
Полигон расположен прямо на территории предприятия.
Стандартный набор препятствий — рвы, подъёмы, косогоры — БТР преодолевал стандартно и «круто», демонстрируя свою выдающуюся проходимость.
Вот такой получилась экскурсия. Конечно, я не могу показать всё, что связано с новыми технологиями, но впечатления остались самые сильные.
PS . Качество сборки БТР — на высочайшем, я бы сказал, штучном уровне. Если бы с такой же тщательностью и ответственностью собирали обычные УАЗы, то у этого автомобиля не было бы конкурентов.
Спасибо, что прочитали мой рассказ. Если было интересно — поставьте лайк и подписывайтесь на канал.
