Я рос в ту пору, которую сегодня вспоминают как Эпоху застоя. Как и многие, прошёл путь от октябрёнка до пионера, пока моё увлечение музыкой The Beatles не привело к исключению из пионерской организации. Вскоре после этого размеренная жизнь страны сменилась бурными переменами.
То было удивительное время, особенно для подростка, для которого весь мир кажется полным чудес. Наша огромная страна собирала рекордные урожаи, строила «экономную экономику» и вела боевые действия в Афганистане.
Образы из детства
По телевидению часто транслировали короткие, но очень динамичные и патриотичные сюжеты о советских воинах в Афганистане.
На экране мелькали молодые, часто усатые, парни. Они ехали на броне транспортеров по выжженным, коричневым ущельям, крепко сжимая в руках автоматы. А над ними, разрезая небо, с грохотом проносились стремительные и грозные вертолёты.
Иногда в кадре можно было увидеть, как эти железные птицы наносили ракетные удары. Зрелище было поистине завораживающим и внушающим трепет.
Группа этих хищных, но в моём детском восприятии — добрых, крылатых машин, Ми-24, эффектно атаковала цели. Эти кадры навсегда врезались в мою память и остаются со мной по сей день.
Встреча со старым другом
Спустя много лет, когда я увидел старый, частично разобранный Ми-24, у меня возникло ощущение, будто встретил старого и доброго знакомого из детства. Его ни с чем не спутаешь: характерный профиль, два газотурбинных двигателя, размещённых на «спине», выпуклые, словно пузыри, кабины экипажа и небольшие крылья по бокам. В этой машине удивительным образом сочетаются мощь, функциональность и особая, суровая красота.
Ми-24 — это самый массовый ударный вертолёт в мировой истории. Всего было выпущено около 3500 единиц!
Гениальные решения конструкторов
Эту боевую машину создали в рекордно короткие сроки. Работы начались в 1968 году, а к 1971-му вертолёт уже поступил в войска. При этом проектирование велось без помощи современных компьютеров — все расчёты выполнялись на логарифмических линейках и механических калькуляторах! И за это время инженеры смогли воплотить в Ми-24 несколько уникальных технических решений.
1. «Кривой» фюзеляж. Конструкция вертолёта имеет небольшой, в пару градусов, наклон относительно оси несущего винта. Это позволяет машине отрывать от земли все три стойки шасси одновременно и зависать в строго горизонтальном положении. А чем стабильнее положение в режиме висения, тем выше точность ведения огня.
2. Разгрузочные крылья. Большие крылья, установленные под углом 12 градусов, служат не только для подвески вооружения (до 6 точек), но и в полёте разгружают несущий винт почти на четверть, что положительно сказывается на скорости и манёвренности.
3. Убирающееся шасси. Эта, более характерная для самолётов, особенность была применена для снижения аэродинамического сопротивления. В результате вертолёт стал быстрее и манёвреннее, что в бою часто решает исход схватки.
В итоге получилась боевая машина, опередившая своё время и внушавшая уважение одним только видом. Недаром за ним закрепилось прозвище «Крокодил».
По-настоящему крутая и красивая машина.
Откуда же прозвище?
P.S. Мне кажется, что «Крокодилом» его назвали не столько за сходство с настоящей рептилией, сколько за поразительное внешнее resemblance с добрым и обаятельным Крокодилом Геной из любимого всеми мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена».
Еще на тему вертолётов:
Лётчики пришли в ярость прочитав записку найденную в МИ-2 ?⛓?
