Тайна бесконечного тоннеля: три часа под землёй Урала

Уральские леса и горы — настоящая сокровищница загадок и забытых мест. В этот раз мы отправились исследовать заброшенные подземелья недалеко от посёлка Сулея, где когда-то добывали бокситы. Наша цель — найти легендарный тоннель, прорытый ещё в советское время, длиной более трёх километров. Точных координат входа у нас не было, только приблизительная область поиска.

Зима в этом году была мягкой, но снега в лесу хватало. Мы то и дело проваливались по пояс, пробираясь через сугробы. Машину оставили у трассы, а дальше — около двух километров пешком по абсолютно дикой местности, без троп и ориентиров.

И вот мы внутри! Чтобы передать атмосферу и динамику, в этом отчёте мы используем GIF-анимации.

История гигантского сооружения

Этот огромный подземный тоннель — искусственное русло реки Каменка, построенное в советские годы. Его возвели для отвода воды от крупного бокситового месторождения, чтобы защитить шахту от подтопления.

Сейчас и шахта Кургазак, и тоннель заброшены. Добыча бокситов началась в 1970-х, и примерно тогда же стартовало строительство этого гидротехнического сооружения.

Водный мир под землёй

Во время весенних паводков притоки воды сюда достигают 10 000 кубометров в час. Даже зимой со сводов тоннеля струятся потоки — от небольших ручейков...

...до настоящих подземных водопадов!

Часть тоннеля укреплена бетонной опалубкой, но большая его часть — это голые скальные стены, местами осыпающиеся и опасные.

Сложности подземного маршрута

Даже зимой уровень воды здесь довольно высок. Попытка пройти в обычных болотных сапогах или бахилах превращает спокойную прогулку в сложную эквилибристику — скользко, глубоко, и нужно постоянно балансировать.

Дно подземной реки в основном ровное, камни сглажены водой. Но есть и коварные места — ямы-подмывы, где глубина резко увеличивается. Для опытного спелеолога они заметны, а новичок может легко угодить в такую ловушку.

Удивительно, но даже после многих лет заброшки здесь осталось много металла: рельсы, колёса от вагонеток, толстые трубы вдоль всего тоннеля.

Это место пока малоизвестно и плохо изучено, что, на мой взгляд, скорее плюс — здесь сохранилась настоящая атмосфера заброшенного объекта.

Почему мы не дошли до конца

Кроме двух основных входов, с поверхностью тоннель соединяют четыре вентиляционных ствола. В некоторые из них сверху пробивается свет.

Мы двигались больше трёх часов, но даже сбросив часть снаряжения и ускорив темп, так и не достигли противоположного выхода. Время поджимало, в гидрокостюмах появились пробоины, и пришлось поворачивать. А ведь обратный путь через лес тоже занял немало времени...

Эта вылазка стала скорее разведкой. Мы провели под землёй больше запланированного, а на обратном пути попали в непогоду на одном из сложнейших участков дороги.

Даже шести часов не хватило, чтобы пройти тоннель до конца. Но мы обязательно вернёмся — чтобы завершить исследование и, возможно, спуститься в саму заброшенную шахту.

На этом всё, спасибо, что были с нами! Вопросы о локации объекта задавайте в Instagram, на остальные отвечу в комментариях.