Прогуливаясь по пляжу в Абхазии, мы с друзьями заметили явно брошенные строения. Окна выбиты, вокруг мертвая техника, мусор, людей нет. Открыли интернет и решили узнать, что же здесь было раньше. Как оказалось, прямо на берегу моря стоит заброшенный еще со времен развала СССР оборонный исследовательский институт и лаборатория ЦНИИ "Гидроприбор".
Лаборатория действовала с 1960 года, была организована как испытательная база НИИ-400, в последствии ЦНИИ Гидроприбор, для вновь проектируемых мин-ракет.
Было построено несколько деревянных зданий, в которых размещался цех общей сборки мин-ракет, помещения для работы и сборки электронной акустической аппаратуры, для обработки фотопленок и подготовки осциллографов, для проверки и подготовки гироскопических регистрирующих приборов, для подготовки кабельной системы мины-ракеты, и другие необходимые производственные помещения. Чуть позже деревянные здания заменили несколько цехов и лабораторно-производственный корпус.
В ЦНИИ были предусмотрены отдельные помещения для хранения секретной и другой технической литературы и документации, помещения для заседания комиссии по испытаниям и другие необходимые.
Не долго думая отправляемся внутрь здания, ведь забора уже давно нет.
Производственные помещения были оборудованы необходимыми стендами для проверки аппаратуры, куда было подведено электропитание с необходимыми параметрами питающих напряжений.
С этого пирса абхазы грузят на пароходы свой лес для продажи в Турцию. Обратно они получают дешёвую турецкую бытовую технику. Подходить к нему строго запрещено, будто из под земли вылезает маленький абхаз и очень громко ругается, поэтому если будете в тех краях, лучше на пирс не заходите.
Почти в каждой комнате есть плакаты с напоминаниями о секретности.
Из бывшего административно бытового корпуса открывается прекрасный вид на море, недалеко от берега видно судно рыбаков.
На чердаке была найдена комната, полностью забитая табличками. Вообще люблю коллекционировать старые железные советские таблички, но тут интересных экземпляров к сожалению не нашлось.
На одном из этажей нашли кабинет кого-то из начальства. Все стеллажи завалены секретной документацией, теперь это секреты полишинеля.
Вроде бы ничего сложного, просто резиновые кольца, а вон какой талмуд да еще и с гостом.
Чуть дальше нашли комнату, в которой собирали всю электронную начинку.
На полу валяется множество микросхем с советскими радиодеталями. Вполне возможно, что тут можно еще и не плохо собрать деталек, окупив отпуск в Абхазии :)
Я прохожу по коридору, толкаю очередную дверь, смотрю себе под ноги и вижу ее... Что это? Торпеда? Бомба?
Аккуратно подошел и сделал несколько снимков. На ржавом бортике красуется надпись ВСБ-ПЛ. Интернет не знает таких аббревиатур, может вы подскажите в комментариях?
Готовая ли это продукция ЦНИИ или просто обычный муляж, проверять конечно не хотелось, тем более в соседнем ангаре ржавеют самые настоящие торпеды, об этом месте я расскажу вам с следующей статье. Поэтому делаю еще пару снимков и удаляюсь.
Поднимаемся чуть выше этажом, на полу нашел ботинки водолаза, рядом валялся костюм, жаль ему уже давно конец...
Рядом нашли целый ящик сигнальных шашек. Все они были мокрые и не внушали доверия. Да и срок годности у них закончился лет 20 назад наверное, хотя очень хотелось взять пару штук с собой на пляж и там поджечь.
Возле ящика лежали старые спасательные жилеты, я думаю они еще вполне пригодны для использования, резина достаточно прочная, внутри жилетов тальк.
Порой заходишь в комнату и ходишь буквально по истории, весь пол устелен грамотами, пропусками, секретными документами и особо важными делами.
За окном вечнозеленые пальмы и теплое море.
Теперь каждый может зайти сюда и почитать документацию с пометкой "Особо Секретно" и вам за это ничего не будет, ведь нет уже той страны и той секретности.
Один из цехов ЦНИИ, видно что ничего особо важного не осталось, на полу лежат газовые баллоны, пустые стеллажи и груды ржавого металла.
Если спуститься вниз и пройти в соседний цех, можно обнаружить тут старые катера и судна.
Видимо эти посудины раньше принадлежали ЦНИИ, но теперь они и тут некому не нужны...
Я делаю последний кадр с посудиной и начинаю двигаться в сторону цеха по сборке торпед, в котором остались еще торпеды, их состояние ужасное и лежат они в открытом доступе, но об этом в следующий раз...
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.