Перед вами — некогда мощные ремонтные мастерские 178-го судоремонтного завода, удостоенного ордена Трудового Красного Знамени. Они находились во Владивостоке, на северном побережье знаменитой бухты Золотой Рог, а теперь остались лишь в памяти и на фотографиях.
Предприятие специализировалось на комплексном ремонте кораблей и судов любых типов, а также проводило доковые работы для судов водоизмещением до 7500 тонн — это была важная часть судоремонтной инфраструктуры региона.
История завода: от мастерских до объединения
Всё началось в 1887 году, когда на территории Военного порта Владивостока заложили первые артиллерийские и минно-торпедные мастерские (АМТМ). Строительство и расширение продолжалось более десяти лет, и в итоге мастерские выросли в целый «Механический завод».
В 1919 году произошло разделение: на базе завода образовались два самостоятельных предприятия. Одно из них — знаменитый «Дальзавод», который работает до сих пор, а другое — «Мастерские Совторгфлота».
В 1932 году, с созданием «Морских сил Дальнего Востока» (МСДВ), мастерские перешли в ведение порта МСДВ, а в 1949 году получили своё историческое название — «Завод № 178».
Спустя десятилетия, в 2012 году, мощности «178 СРЗ» и «Дальзавода» вновь объединились, создав ОАО Центр судоремонта «Дальзавод», который и сегодня ремонтирует надводные корабли и подводные лодки.
В рамках масштабного проекта «Редевелопмент берегового фасада бухты Золотой Рог» часть территории бывшего «178 СРЗ» была рекультивирована, а производственные мощности перенесены на площадку «Дальзавода».
Прогулка по заброшенным цехам
Перед самой рекультивацией нам удалось побывать на территории и запечатлеть на камеру то, что осталось от главного здания ремонтных мастерских. Это был последний шанс увидеть их живыми, пусть и в таком состоянии.
Сразу прошу прощения за качество снимков — в то время мы только начинали осваивать фотодело.
Внутри царила полная разруха: всё было разграблено и приведено в негодность. Сегодня от этих помещений не осталось и следа, так что наши фотографии стали своеобразным историческим документом.
В некоторых кабинетах ещё можно было разглядеть остатки мебели и обрывки штор, но в основном это были голые, ободранные стены, хранящие лишь эхо прошлой жизни.
Давайте заглянем в инструментальный склад.
Абсолютно все полки оказались пусты — ни одного инструмента, ни одной детали.
На стенах кое-где сохранились старые лозунги и рисунки — следы советской эпохи.
Некоторые из них были довольно выразительными, несмотря на время и запустение.
Вот последний уцелевший сейф, на котором явно видны следы попыток вскрытия.
Попадались и непонятные механизмы, оставшиеся от былого производства.
И, конечно, вездесущий автомат для газировки — символ ушедшей эпохи общественного питания.
Между этажами когда-то курсировал грузовой лифт, теперь неподвижный и молчаливый.
А теперь пройдём в главные рабочие залы — сердце любого производства.
Когда-то здесь стояли ряды станков, кипела работа, а мы застали лишь груды мусора и тишину. На этой грустной ноте, пожалуй, и закончим нашу экскурсию.
Спасибо, что были с нами в этом путешествии во времени. До новых встреч в других уголках истории!
