Заброшенные ремонтные мастерские 178-го судоремонтного завода: фоторепортаж из прошлого

Перед вами — некогда мощные ремонтные мастерские 178-го судоремонтного завода, удостоенного ордена Трудового Красного Знамени. Они находились во Владивостоке, на северном побережье знаменитой бухты Золотой Рог, а теперь остались лишь в памяти и на фотографиях.

Предприятие специализировалось на комплексном ремонте кораблей и судов любых типов, а также проводило доковые работы для судов водоизмещением до 7500 тонн — это была важная часть судоремонтной инфраструктуры региона.

История завода: от мастерских до объединения

Всё началось в 1887 году, когда на территории Военного порта Владивостока заложили первые артиллерийские и минно-торпедные мастерские (АМТМ). Строительство и расширение продолжалось более десяти лет, и в итоге мастерские выросли в целый «Механический завод».

В 1919 году произошло разделение: на базе завода образовались два самостоятельных предприятия. Одно из них — знаменитый «Дальзавод», который работает до сих пор, а другое — «Мастерские Совторгфлота».

В 1932 году, с созданием «Морских сил Дальнего Востока» (МСДВ), мастерские перешли в ведение порта МСДВ, а в 1949 году получили своё историческое название — «Завод № 178».

Спустя десятилетия, в 2012 году, мощности «178 СРЗ» и «Дальзавода» вновь объединились, создав ОАО Центр судоремонта «Дальзавод», который и сегодня ремонтирует надводные корабли и подводные лодки.

В рамках масштабного проекта «Редевелопмент берегового фасада бухты Золотой Рог» часть территории бывшего «178 СРЗ» была рекультивирована, а производственные мощности перенесены на площадку «Дальзавода».

Прогулка по заброшенным цехам

Перед самой рекультивацией нам удалось побывать на территории и запечатлеть на камеру то, что осталось от главного здания ремонтных мастерских. Это был последний шанс увидеть их живыми, пусть и в таком состоянии.

Сразу прошу прощения за качество снимков — в то время мы только начинали осваивать фотодело.

Внутри царила полная разруха: всё было разграблено и приведено в негодность. Сегодня от этих помещений не осталось и следа, так что наши фотографии стали своеобразным историческим документом.

В некоторых кабинетах ещё можно было разглядеть остатки мебели и обрывки штор, но в основном это были голые, ободранные стены, хранящие лишь эхо прошлой жизни.

Давайте заглянем в инструментальный склад.

Абсолютно все полки оказались пусты — ни одного инструмента, ни одной детали.

На стенах кое-где сохранились старые лозунги и рисунки — следы советской эпохи.

Некоторые из них были довольно выразительными, несмотря на время и запустение.

Вот последний уцелевший сейф, на котором явно видны следы попыток вскрытия.

Попадались и непонятные механизмы, оставшиеся от былого производства.

И, конечно, вездесущий автомат для газировки — символ ушедшей эпохи общественного питания.

Между этажами когда-то курсировал грузовой лифт, теперь неподвижный и молчаливый.

А теперь пройдём в главные рабочие залы — сердце любого производства.

Когда-то здесь стояли ряды станков, кипела работа, а мы застали лишь груды мусора и тишину. На этой грустной ноте, пожалуй, и закончим нашу экскурсию.

Спасибо, что были с нами в этом путешествии во времени. До новых встреч в других уголках истории!