Всем привет! Совсем недавно мне посчастливилось сделать одну интересную находку — на территории аэродромной свалки я обнаружил старый, давно отслуживший свой срок вертолёт Ми-2.
Знакомство с легендой
Эта машина — настоящая легенда советского и не только вертолётостроения, поэтому я не буду утомлять вас сухими техническими характеристиками. Лучше сразу покажу, что же интересного удалось найти внутри.
Раньше я видел Ми-2 только в лётном состоянии, и мне никогда не приходило в голову, насколько сложно устроена эта, казалось бы, обычная рабочая лошадка, впервые поднявшаяся в небо ещё 22 сентября 1961 года.
Первые впечатления
Итак, полезли внутрь!
Внутри довольно тесно, а часть внутренней обшивки ещё не успели содрать.
Вот вид из центральной части фюзеляжа в сторону кабины пилотов.
Кабина пилотов
Вот так выглядит кабина Ми-2 сейчас. Практически все приборы и органы управления демонтированы. Но когда-то здесь располагались приборные доски, пульты управления, электрощитки и командные рычаги, с помощью которых пилоты управляли этой махиной.
Остатки былой роскоши и сложной инженерной мысли!
А это вид на кабину уже снаружи.
Хвостовая часть и радиоотсек
Это хвостовая балка. Справа на фото виден отсек, где когда-то размещалось радиооборудование.
А вот этот красный ящик для меня остался загадкой. Если кто-то из вас знает, что это такое — обязательно напишите в комментариях!
Электросистема и щиток приборов
Вот так выглядел щиток приборов. Интересный факт: электрооборудование на Ми-2 было разделено на две независимые системы.
1. Систему постоянного тока.
2. Систему переменного тока.
Источником питания для системы постоянного тока служили два стартер-генератора и две аккумуляторные батареи типа 12-САМ-28. Сами батареи располагались в носовой части вертолёта.
Сложная механика: система хвостовых валов
Но больше всего меня впечатлила конструкция системы хвостовых валов.
Вся конструкция собрана на шарнирах. Я и не представлял, что она может быть настолько сложной!
Здесь, например, видны специальные резиновые втулки, которые служили для компенсации перекосов и гашения вибраций при работе трансмиссии.
Шасси и хвостовая опора
На этом фото — хвостовая опора и заднее крыло.
Стоит отметить, что основные стойки шасси у Ми-2 в полёте не убирались.
Но и основные стойки, и хвостовая опора были оснащены эффективными жидкостно-газовыми амортизаторами.
Заключение и интересная история
Вот такой он, заслуженный труженик неба — вертолёт Ми-2. А в завершение хочу поделиться одной занятной историей, связанной с этой машиной.
В 1964 году правительство СССР заключило соглашение о передаче Польше лицензии на производство новых вертолётов Ми-2 и двигателей к ним. Уже в августе 1965 года с завода вылетел первый серийный польский Ми-2, правда, собранный ещё из деталей советского производства.
Исторически между Россией и Польшей на протяжении веков существовали непростые отношения, порой перераставшие в открытые конфликты. И вот, как гласит легенда, при техническом обслуживании одного из вертолётов, собранных уже в Польше, местные техники обнаружили записку. На ней было написано: «В этом вертолёте есть неустранимый дефект, но вы его хрен найдёте!»
Трудно сказать, правда это или просто байка, но данный инцидент упоминается сразу в нескольких авторитетных источниках*.
*Список источников: Е.И.Ружицкий. Вертолеты. Дмитрий Гай. Вертолеты зовутся Ми. Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. Журнал «Авиация» 03-2000. Ефим Гордон, Дмитрий Комиссаров. Легкий многоцелевой вертолет Ми-2. Крылья Родины. Вадим Михеев. Сорок лет в небе: О вертолете Ми-2.
Всем мир! Если понравилось — ставьте лайк и делайте репост!
