Заброшенные поезда последней подмосковной узкоколейки: наше путешествие в Шатурский район

Узкоколейные железные дороги сегодня — настоящая редкость, особенно в центральных регионах России. Когда-то они были важной частью транспортной сети, но сейчас от них остались лишь воспоминания и редкие, почти полностью исчезнувшие фрагменты.

Наше путешествие по следам истории

В этой поездке мы решили не просто пройтись по остаткам разобранного полотна, но и увидеть то, что от него осталось — старые составы, вагоны и технику, которые когда-то бороздили эти пути. Последний уцелевший участок узкоколейки в Подмосковье нам удалось отыскать именно в Шатурском районе.

Заброшенные поезда в депо

История Шатурской узкоколейки

Первый участок этой дороги был построен ещё в 1918 году. Ширина колеи составляла 750 миллиметров — классический для таких путей размер. На пике своего развития, к концу 1997 года, общая протяжённость сети достигала 300 километров.

Линии проходили через множество населённых пунктов: Губино, Туголесье, Бакшеево, Острова, Шаврино, Пустошу, Горки, Егорьевск, а также доходили до Орехово-Зуево, Авсюнино и Осаново.

Основным грузом был торф, который поставлялся на Шатурскую ГРЭС. Однако со временем станция перешла на иные виды топлива, и надобность в узкоколейке постепенно сошла на нет.

Заброшенная ЖД техника

Расцвет и упадок

В советские годы по этим путям ежедневно курсировали десятки поездов, перевозивших и людей, и грузы через живописные леса и болота Шатурского края. Но серия торфяных пожаров в 1972 году, а затем экономические трудности перестройки и 1990-х годов нанесли дороге серьёзный удар.

Заброшенная узкоколейная железная дорога

К 2007 году от 300 километров путей осталось лишь около 70.

Примерная схема Шатурской УЖД

В 2008 году положение компании «Шатура Торф», занимавшейся перевозками, стало критическим — ГРЭС окончательно перешла на газ, что поставило крест на дальнейшей эксплуатации узкоколейки.

Участок частично разобранного ЖД полотна узкоколейной железной дороги

Сегодня от некогда обширной сети остались лишь фрагменты путей, полуразрушенные строения и ржавеющая техника.

Красота вокруг

Прогулка по депо

Приехав в Шатуру, мы решили осмотреть не только само полотно, но и заглянуть в депо — их здесь сохранилось два. Мы выбрали ближайшее и отправились к нему по ещё целым рельсам.

Путь пролегал через пару мостов и заболоченных участков, но в итоге мы вышли к относительно сохранившемуся зданию заброшенного железнодорожного депо.

Рельсовые пары

Рядом с несколькими цехами стояли вагоны и другая техника. Внутри зданий было пусто, лишь около одного из них валялось с десяток колёсных пар.

Вагончики внешне почти не отличались от обычных, ширококолейных. При желании их можно было бы переставить на другие тележки и использовать на другой ветке.

Заброшенная ЖД вагон

Само депо, к сожалению, оказалось заперто, поэтому осматривать технику пришлось только снаружи.

Заброшенная ЖД цистерны

Помимо топливных цистерн, здесь можно было найти и другую железнодорожную технику, правда, в весьма плачевном состоянии.

Заброшенная ЖД техника

Дальше — больше фотографий того, что ещё можно увидеть на этом месте, с минимальными комментариями.

Заброшенная ЖД техникаЗаброшенная ЖД техника

Поезда уже начали разбирать, и скоро от них, вероятно, не останется и следа — всё уйдёт на металлолом.

Заброшенная ЖД техника

Выбитые стёкла, пустые кабины — картина грустная, но завораживающая.

Заброшенная ЖД техника

Обречённые поезда на обречённой железной дороге — символ ушедшей эпохи.

А вот один из цехов — он почти разрушен. Внутри, судя по всему, находится железнодорожный снегоочиститель, лишённый своего рабочего органа.

Заброшенный снегоочиститель в руинах депо

Прощание с эпохой

Бросим последний взгляд на эти вагоны... Путь сюда неблизкий, дорога занимает время, но этот поход выходного дня определённо стоил того. Он позволил прикоснуться к истории, которая медленно, но верно исчезает с карты Подмосковья.

Заброшенный снегоочиститель в руинах депо

Следите за нашими путешествиями там, где вам удобно — в Instagram, ВКонтакте и на YouTube! Текст и фотографии – резидент проекта NordSkif & Co Алёна "Biolena"

Будем благодарны за вашу подписку на нас!
Новые материалы каждый день и больше 1000 опубликованных статей ждут вас уже на канале.