Узкоколейные железные дороги сегодня — настоящая редкость, особенно в центральных регионах России. Когда-то они были важной частью транспортной сети, но сейчас от них остались лишь воспоминания и редкие, почти полностью исчезнувшие фрагменты.
Наше путешествие по следам истории
В этой поездке мы решили не просто пройтись по остаткам разобранного полотна, но и увидеть то, что от него осталось — старые составы, вагоны и технику, которые когда-то бороздили эти пути. Последний уцелевший участок узкоколейки в Подмосковье нам удалось отыскать именно в Шатурском районе.
История Шатурской узкоколейки
Первый участок этой дороги был построен ещё в 1918 году. Ширина колеи составляла 750 миллиметров — классический для таких путей размер. На пике своего развития, к концу 1997 года, общая протяжённость сети достигала 300 километров.
Линии проходили через множество населённых пунктов: Губино, Туголесье, Бакшеево, Острова, Шаврино, Пустошу, Горки, Егорьевск, а также доходили до Орехово-Зуево, Авсюнино и Осаново.
Основным грузом был торф, который поставлялся на Шатурскую ГРЭС. Однако со временем станция перешла на иные виды топлива, и надобность в узкоколейке постепенно сошла на нет.
Расцвет и упадок
В советские годы по этим путям ежедневно курсировали десятки поездов, перевозивших и людей, и грузы через живописные леса и болота Шатурского края. Но серия торфяных пожаров в 1972 году, а затем экономические трудности перестройки и 1990-х годов нанесли дороге серьёзный удар.
К 2007 году от 300 километров путей осталось лишь около 70.
В 2008 году положение компании «Шатура Торф», занимавшейся перевозками, стало критическим — ГРЭС окончательно перешла на газ, что поставило крест на дальнейшей эксплуатации узкоколейки.
Сегодня от некогда обширной сети остались лишь фрагменты путей, полуразрушенные строения и ржавеющая техника.
Прогулка по депо
Приехав в Шатуру, мы решили осмотреть не только само полотно, но и заглянуть в депо — их здесь сохранилось два. Мы выбрали ближайшее и отправились к нему по ещё целым рельсам.
Путь пролегал через пару мостов и заболоченных участков, но в итоге мы вышли к относительно сохранившемуся зданию заброшенного железнодорожного депо.
Рядом с несколькими цехами стояли вагоны и другая техника. Внутри зданий было пусто, лишь около одного из них валялось с десяток колёсных пар.
Вагончики внешне почти не отличались от обычных, ширококолейных. При желании их можно было бы переставить на другие тележки и использовать на другой ветке.
Само депо, к сожалению, оказалось заперто, поэтому осматривать технику пришлось только снаружи.
Помимо топливных цистерн, здесь можно было найти и другую железнодорожную технику, правда, в весьма плачевном состоянии.
Остатки былого
Дальше — больше фотографий того, что ещё можно увидеть на этом месте, с минимальными комментариями.
Поезда уже начали разбирать, и скоро от них, вероятно, не останется и следа — всё уйдёт на металлолом.
Выбитые стёкла, пустые кабины — картина грустная, но завораживающая.
Обречённые поезда на обречённой железной дороге — символ ушедшей эпохи.
А вот один из цехов — он почти разрушен. Внутри, судя по всему, находится железнодорожный снегоочиститель, лишённый своего рабочего органа.
Прощание с эпохой
Бросим последний взгляд на эти вагоны... Путь сюда неблизкий, дорога занимает время, но этот поход выходного дня определённо стоил того. Он позволил прикоснуться к истории, которая медленно, но верно исчезает с карты Подмосковья.
Следите за нашими путешествиями там, где вам удобно — в Instagram, ВКонтакте и на YouTube! Текст и фотографии – резидент проекта NordSkif & Co Алёна "Biolena"
