Двойные стандарты Минприроды: почему Камчатку спасают, а Приамурье тонет в грязи?

Пока на Камчатке вводят запрет на добычу золота, реки Амурской области продолжают страдать от масштабных загрязнений. По данным мониторинга, уровень загрязнения водных артерий в этом регионе превышает суммарные показатели всех остальных субъектов Дальнего Востока.

Бывший губернатор Амурской области, а ныне министр природных ресурсов Александр Козлов, демонстрирует избирательный подход к экологическим проблемам. Вместо того чтобы принимать срочные меры по спасению приамурских рек, ведомство сосредоточилось на камчатских водоемах, мотивируя это развитием туристического потенциала.

Ранее мы уже поднимали тему: Останется ли Дальний Восток Меккой дикого лосося?

Туризм как приоритет, а экология — по остаточному принципу?

Объясняя решение о запрете золотодобычи на Камчатке, Александр Козлов и другие участники дискуссии на Восточном экономическом форуме сделали акцент исключительно на туристической составляющей. Руководитель АСИ Светлана Чупшева отметила, что в прошлом году была запущена программа по развитию туристско-рекреационных кластеров, а туризм признан ключевой отраслью экономики.

Министр Козлов добавил: «Развитие экологического туризма – одна из основных целей Минприроды России. Например, на Камчатке реализуется проект «Три вулкана», который выведет туристический потенциал края на новый уровень. Мы урегулировали вопрос с недропользователями и приняли решение, что добыча золота в этих зонах больше вестись не будет».

Возникает закономерный вопрос: получается, что защита рек от токсичных загрязнений зависит не от масштаба экологической катастрофы, а от наличия туристических проектов? Если в регионе не планируется строить курорты, то и спасать его водоемы необязательно?

Ранее мы писали: Экологи предлагают лишать лицензий на добычу золота за загрязнение рек в Амурской области

Реальная картина в Приамурье: данные, которые нельзя игнорировать

Ситуация в Амурской области давно перешла все допустимые границы. Действия золотодобытчиков привели к настоящей экологической катастрофе, последствия которой ощущаются на сотнях километров речных систем.

Согласно космическому мониторингу, проведенному при поддержке WWF России, Амурская область уже не первый год лидирует по уровню загрязнения рек. За период с мая по июнь 2021 года здесь зафиксирован 21 случай из 31 по всему Дальнему Востоку. Из 926 километров загрязненных рек региона 687 приходится именно на Приамурье.

Показатели загрязнения в этом регионе многократно превышают суммарные данные по Приморью, Забайкалью, Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Вместо прозрачной воды в реках теперь течет грязно-бурая жижа, содержащая тяжелые металлы и другие опасные вещества.

При таком состоянии водоемов о каком-либо развитии туризма говорить не приходится. Но, следуя логике Минприроды, раз туристических перспектив нет, то и принимать срочные меры не требуется?

Интересно, что еще во время своего губернаторства Александр Козлов занимал жесткую позицию в защите золотодобытчиков. В 2016 году, отвечая на жалобы коренных малочисленных народов о разрушении родовых земель, он заявил: «Крупные проекты всегда имеют обратную сторону. Золотодобыча для Амурской области была и останется одной из самых значимых отраслей экономики. Нужно обсуждать вопрос компенсаций». В качестве таких компенсаций предлагалось, например, обеспечение северных сел хлебом и питьевой водой по сниженным ценам.

Пандемия как прикрытие для новых лицензий

Время шло, Александр Козлов сменил несколько высоких должностей, но ситуация в Приамурье только ухудшалась. В 2020 году экологи вновь обратились в природоохранную прокуратуру, фиксируя многочисленные случаи загрязнения рек свинцом, цинком и другими опасными веществами.

Более того, расследование показало, что как минимум семь из тринадцати активных золотодобывающих компаний в регионе имеют иностранных совладельцев или аффилированы с зарубежными инвесторами.

Особую тревогу вызвало резкое увеличение количества поисковых лицензий, выданных в первом полугодии 2020 года. Это происходило в период, когда надзорная деятельность была ограничена из-за карантинных мер. Создавалось впечатление, что под шумок пандемии власти раздавали разрешения на освоение еще сохранившихся чистых рек.

Больше всего страдают северные районы области – Тындинский, Зейский, Селемджинский. Здесь сохранились уникальные первозданные леса, богатый животный мир и растительность, которые являются основой жизни коренных народов. Их существование теперь под угрозой.

Молчание министерства на фоне катастрофы

Май 2021 года стал очередной черной страницей для экологии Приамурья. В регионе была зафиксирована катастрофа, поставившая под угрозу популяции ценных пород рыб – тайменя, щуки, сома и других. Реки, где еще недавно была кристально чистая вода, превратились в токсичные потоки.

Минприроды под руководством Александра Козлова прекрасно осведомлено об этой ситуации. Тревогу бьют ученые из Института водных проблем РАН, МГУ, экологи и общественные активисты. Однако на ВЭФ-2021 министерство объявило о запрете добычи золота только на Камчатке, используя, по мнению многих, надуманный предлог развития туризма.

Возникает вопрос: при чем здесь туризм, когда в Приамурье происходит реальная экологическая катастрофа? Видимо, у министра Козлова существуют какие-то особые критерии оценки чрезвычайных ситуаций.

Объяснение такому избирательному подходу может крыться в экономических интересах. На Камчатке российский миллиардер Владимир Потанин планирует построить многомиллиардный курорт «Три вулкана». ЮНЕСКО уже выразила обеспокоенность этим проектом и даже пригрозила внести вулканы в список объектов, находящихся под угрозой. Запрет на добычу золота может быть попыткой продемонстрировать заботу о природе перед международным сообществом. В Приамурье же подобных масштабных туристических проектов нет, а значит, и особой необходимости в защите рек, по логике министерства, тоже.

Ранее мы писали: ЮНЕСКО против Потанина: вулканы Камчатки хотят внести в список объектов, находящихся под угрозой

Для сравнения: в соседнем Китае добыча рассыпного золота полностью запрещена на законодательном уровне. Это решение было принято, когда власти осознали, что экология страны балансирует на грани катастрофы. На борьбу с нелегальными старателями даже пришлось бросить армию, но в конечном итоге государство одержало победу в этой десятилетней войне.

В России же, судя по действиям Минприроды, предпочитают не воевать, а идти на компромиссы с добытчиками. Остается открытым вопрос: что останется будущим поколениям вместо уничтоженных рек и экосистем?

Читайте подробности на сайте Vostok.Today

Пожалуйста, не забывайте подписываться на наш раздел и ставить лайки. Ваша поддержка очень важна для развития проекта.

#экология #чиновники #золото #вода #туризм #природа #россия

Больше интересных материалов здесь: Туризм.

Источник статьи: Почему глава Минприроды рф Козлов запретил добычу золота на реках Камчатки, а про Приамурье забыл?.