Что обычно ищут люди на морском побережье? Конечно же, отдых, солнце, возможность освежиться в прохладной воде. Однако этот пляж в Сухуми, в районе судоремонтного завода, представляет собой совсем иную картину. Берег пустует, у кромки воды виднеется мусор, хотя сама природа вокруг по-прежнему прекрасна. Я приехал сюда не ради купания или загара. Меня привела старая фотография, на которой из песка торчал нос небольшого пассажирского катера «Ткварчели». Заинтригованный, я поймал такси и отправился на это место.
К сожалению, катера я уже не застал. Видимо, его разрезали на металлолом несколько лет назад, хотя в Абхазии, как я слышал, металл особо не сдают. Зачем же тогда? Судно было сильно проржавевшим, но выглядело очень эффектно, высоко задрав нос. Теперь на его месте осталась лишь яма и куча песка. Возможно, его просто выкопали и куда-то вывезли. Эта загадка, скорее всего, так и останется неразгаданной, ведь найти местных жителей на этом берегу практически невозможно, да и они вряд ли что-то знают. Хорошо, что в интернете сохранилось старое фото, которое дает хотя бы примерное представление о том, что здесь было.
Немного истории
Серия малых пассажирских катеров типа «Аркадия» начала строиться в Одессе с 1953 года. Первые два судна — «Аркадия» и «Сокол» — были приписаны к Одесскому и Ильичевскому портам. Еще один катер, «Озерейка», был построен в том же году. Серийное производство развернулось в 1957 году. Помимо Одессы, такие катера выпускались в Батуми и Херсоне. В 1973 году на 11 ялтинских судах установили новые двигатели 3Д12 мощностью 300 л.с. Всего за 11 лет было построено 76 катеров этого типа, больше всего которых работало в Одессе и Ялте — по 15 в каждом городе.
Не забывайте листать фотографии. В одной галерее может быть несколько изображений. Приятного просмотра!
Территория забвения
Зато, пройдя на территорию самого судоремонтного завода, я обнаружил множество других судов. Их состояние было поистине плачевным: корпуса проржавели, в бортах зияли вырезанные дыры. Эти посудины кое-как поддерживаются старыми ржавыми палками, воткнутыми в землю, — конструкция выглядит крайне ненадежной. Судя по всему, они гниют здесь уже не первый десяток лет. Туризма тут нет, плавать на них некому, и они просто доживают свой век.
Сам судоремонтный завод не работает. На его территории царит полная тишина, вход со стороны пляжа свободный и даже не огорожен забором. Единственное, что напоминает о присутствии жизни, — слабый дымок с соседнего рыбокомбината.
На берегу громоздятся тонны ржавого черного металла, смятого, будто его пережевал какой-то гигантский монстр. У самого берега лежит затонувший десантный катер, о котором можно прочитать в отдельной статье на нашем канале.
На борту
Хотя опоры, на которых держатся эти ржавые гиганты, выглядят очень ненадежно, я все же решил подняться на борт одного из них, чтобы оценить обстановку изнутри.
Поднявшись по шаткой ржавой лестнице, я сразу же наткнулся на коровий череп. К своему удивлению, таких черепов я обнаружил здесь около десятка. Интересно, как они сюда попали?
Побродив по палубе, я не увидел ничего, кроме уныния. Все, что можно было снять и унести, давно демонтировали. Остался лишь голый каркас и редкие обломки.
В рубке капитана царила такая же печаль: все приборы были сняты, стекла вынуты, а то, что не смогли демонтировать, — просто разбили.
Последний причал
Чтобы окончательно убедиться, что этот пляж стал последним пристанищем для этих судов, я спустился в машинное отделение. Внутри царил полный хаос: дизельный двигатель был вырван, повсюду — следы масел и солидола.
Вот такая печальная картина открывается на одном из пляжей Сухуми. Если окажетесь в этих краях, обязательно прогуляйтесь мимо и сделайте несколько фотографий на память об этом уголке морской истории. А я спускаюсь с палубы и отправляюсь дальше — ведь вокруг еще так много интересного.
Спасибо за предоставленный фотоматериал Максиму Майорову специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
