Заброшенные суда на берегу Черного моря: печальная судьба флота в Сухуми

Пляж и причал судоремонтного завода.Пляж и причал судоремонтного завода.Пляж и причал судоремонтного завода.

Что обычно ищут люди на морском побережье? Конечно же, отдых, солнце, возможность освежиться в прохладной воде. Однако этот пляж в Сухуми, в районе судоремонтного завода, представляет собой совсем иную картину. Берег пустует, у кромки воды виднеется мусор, хотя сама природа вокруг по-прежнему прекрасна. Я приехал сюда не ради купания или загара. Меня привела старая фотография, на которой из песка торчал нос небольшого пассажирского катера «Ткварчели». Заинтригованный, я поймал такси и отправился на это место.

К сожалению, катера я уже не застал. Видимо, его разрезали на металлолом несколько лет назад, хотя в Абхазии, как я слышал, металл особо не сдают. Зачем же тогда? Судно было сильно проржавевшим, но выглядело очень эффектно, высоко задрав нос. Теперь на его месте осталась лишь яма и куча песка. Возможно, его просто выкопали и куда-то вывезли. Эта загадка, скорее всего, так и останется неразгаданной, ведь найти местных жителей на этом берегу практически невозможно, да и они вряд ли что-то знают. Хорошо, что в интернете сохранилось старое фото, которое дает хотя бы примерное представление о том, что здесь было.

Немного истории

Серия малых пассажирских катеров типа «Аркадия» начала строиться в Одессе с 1953 года. Первые два судна — «Аркадия» и «Сокол» — были приписаны к Одесскому и Ильичевскому портам. Еще один катер, «Озерейка», был построен в том же году. Серийное производство развернулось в 1957 году. Помимо Одессы, такие катера выпускались в Батуми и Херсоне. В 1973 году на 11 ялтинских судах установили новые двигатели 3Д12 мощностью 300 л.с. Всего за 11 лет было построено 76 катеров этого типа, больше всего которых работало в Одессе и Ялте — по 15 в каждом городе.

Не забывайте листать фотографии. В одной галерее может быть несколько изображений. Приятного просмотра!

Малый десантный катер, ушедший на дно.Малый десантный катер, ушедший на дно.Малый десантный катер, ушедший на дно.

Территория забвения

Зато, пройдя на территорию самого судоремонтного завода, я обнаружил множество других судов. Их состояние было поистине плачевным: корпуса проржавели, в бортах зияли вырезанные дыры. Эти посудины кое-как поддерживаются старыми ржавыми палками, воткнутыми в землю, — конструкция выглядит крайне ненадежной. Судя по всему, они гниют здесь уже не первый десяток лет. Туризма тут нет, плавать на них некому, и они просто доживают свой век.

Горы ржавого металла.Горы ржавого металла.Горы ржавого металла.

Сам судоремонтный завод не работает. На его территории царит полная тишина, вход со стороны пляжа свободный и даже не огорожен забором. Единственное, что напоминает о присутствии жизни, — слабый дымок с соседнего рыбокомбината.

Ржавые подпорки и гнилые суденышки.Ржавые подпорки и гнилые суденышки.

На берегу громоздятся тонны ржавого черного металла, смятого, будто его пережевал какой-то гигантский монстр. У самого берега лежит затонувший десантный катер, о котором можно прочитать в отдельной статье на нашем канале.

Горы металла, ржавые цепи, галька, море и горы.

На борту

Хотя опоры, на которых держатся эти ржавые гиганты, выглядят очень ненадежно, я все же решил подняться на борт одного из них, чтобы оценить обстановку изнутри.

Поднявшись по шаткой ржавой лестнице, я сразу же наткнулся на коровий череп. К своему удивлению, таких черепов я обнаружил здесь около десятка. Интересно, как они сюда попали?

Один из найденных черепов.

Побродив по палубе, я не увидел ничего, кроме уныния. Все, что можно было снять и унести, давно демонтировали. Остался лишь голый каркас и редкие обломки.

Все полностью демонтировано.Все полностью демонтировано.Все полностью демонтировано.Все полностью демонтировано.Все полностью демонтировано.

В рубке капитана царила такая же печаль: все приборы были сняты, стекла вынуты, а то, что не смогли демонтировать, — просто разбили.

Единственный оставшийся прибор тоже разбит.Единственный оставшийся прибор тоже разбит.Единственный оставшийся прибор тоже разбит.

Последний причал

Чтобы окончательно убедиться, что этот пляж стал последним пристанищем для этих судов, я спустился в машинное отделение. Внутри царил полный хаос: дизельный двигатель был вырван, повсюду — следы масел и солидола.

Машинное отделение.Машинное отделение.

Вот такая печальная картина открывается на одном из пляжей Сухуми. Если окажетесь в этих краях, обязательно прогуляйтесь мимо и сделайте несколько фотографий на память об этом уголке морской истории. А я спускаюсь с палубы и отправляюсь дальше — ведь вокруг еще так много интересного.

Спасибо за предоставленный фотоматериал Максиму Майорову специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.