Когда все люди заканчивали свой рабочий день, кто-то отсчитывал последние десять минут, кто-то неспешно допивал кофе, разговаривая по телефону или досматривая серию очередного нудного сериала, мы валялись в кустах и ждали, когда они скорее покинут территорию. Причиной такого странного ожидания послужило громадное защитное сооружение гражданской обороны, расположенное под цехом завода, которого больше не существует. Останки таких заводов можно часто встретить на охраняемой территории. Как говориться "заброшка" на действующей части.
Последние люди начинают уходить с территории, сторож закрывает ворота и бредет к себе в будку. Мы прошли на территорию еще в обед, отлежались и наш час настал. На территорию попасть на самом деле не составляет труда. Вход свободный с 8 утра до 8 вечера. На территории множество частных организаций. Среди всех этих арендованных строений стояла наша главная цель. Осветительные фонари погасли, мы вышли на главную аллею и отправились в сторону цеха. Нас было три человека.
В полной темноте, обойдя камеры видеонаблюдения мы дошли до примерной точки расположения наклонного входа. Спускаемся под землю и попадаем в тамбур с герметическими дверями!
Сразу видно что убежище в плохом состоянии и десяток лет его точно никто не обслуживал и не собирается это делать. Механизм задраивания герметической двери едва поддался. В штурвал пришлось вставлять массивный лом, снятый с пожарного щита на территории. Прыг-скок и старуха гермодверь весом в 600 килограмм с треском и шелестом отваливающейся краски распахнулась.
Начинаем осмотр объекта с помещения фильтр-вентиляционной камеры. По одному размеру камеры и количеству фильтров для очистки воздуха становится понятно, что убежище очень огромное. Фильтр-поглотитель ФП-300 предназначен для очистки наружного воздуха, поступающего в убежище, от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей, ядовитых и нейтральных дымов. Установки, укомплектованные фильтрами-поглотителями ФП-300-1, кроме того, предусматривают еще и защиту от паров органических соединений радиоактивного йода.
Далее следуем в один из многочисленных секторов для укрываемых. Убежище пустенькое и частично разукомплектовано. Такому печальному исходу послужила передача крупного оборонного предприятия в частные руки. Это происходит с каждым крупным не конкурентоспособным предприятием. Кстати, это единственное не арендованное помещение. Оно на территории самое крупное и видимо, аренда стоит очень дорого. До частичного запустения и аренды помещений завод работал на оборонку и штамповал авиационные приборы, скромненько оправдываясь, что выпускает только холодильники.
Поочередно фотографируем залы и более-менее интересные комнаты. Помещения все пустые. Заходим в медпункт и вместо медицинского оборудования наблюдаем сваленную раковину и несколько гнилых в труху скамеек. Здесь же, в этой части убежища имелся запасной выход и вход в дизельную.
Дизельный генератор предусматривается в защитных сооружениях вместительностью от 600 человек. Помещения рассчитаны на прием более одной тысячи укрываемых. По нашим соображениям сюда может вместится около пяти тысяч человек. Убежище действительно громадное! Здесь целых два дизельных генератора и три бака с запасами топлива общим объемом 1500 литров. Генераторам немного поплохело, самое важное снято.
За дизельной нас ожидало пространство с сотнями кабинетов. Поражало несчетное количество колонн. Ни одна комната не оказалась наполнена хоть чем-то. Удивил факт наличия плитки. Такое сооружение, такие масштабы, а одно из важных правил нарушено. В защитных сооружениях категорически запрещается отделывать любые помещения плиткой. При прямом попадании снаряда, она вся обвалится от вибраций и сильно покалечит находящихся в убежище людей.
Проходим сквозь очередной зал укрываемых, попадаем в тамбур оборудованный парой герметических ворот общей массой 2400 кг. Подъёмные лифты в убежищах. Здесь же выход в цех. Видно, что на улице начинает светать. Удивил факт присутствия в убежище 4-х подъемных пассажирских лифтов.
Помещение с баками запасов технической воды. Снова помещение с запрещенной плиткой. Объект полностью исследован и надолго останется в воспоминаниях как один из самых крупных посещенных убежищ гражданской обороны.
Через подходную потерну, по которой мы шли в убежище, показался яркий солнечный свет.
Наступил новый рабочий день. Открылись ворота проходной. Люди массой хлынули на аллею. Мы смешались с толпой и беспрепятственно, незаметно покинули территорию предприятия.
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.